решение по делу №2-1880/2011 не вступило в законную силу



Дело № 2–1880/2011РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Юровского И.П.,

при секретаре: Шушаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Шрайнера В.А. к Администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Шрайнер В.А. обратился в суд с иском к Администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении ему вне очереди на условиях социального найма жилого помещения на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску.

В обоснование заявленных требований указал, что родился <дата обезличена>, имеет статус сироты, т.к. мать решением Октябрьского районного суда г. Томска от 10.12.2003 лишена родительских прав. При установлении над ним опеки, жилое помещение закреплено не было. С 2005 года по 2207 год истец являлся учащимся ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 33» и проживал в общежитии. С 2007 года по июнь 2011 года истец <данные изъяты>. В настоящее время истец своего жилья не имеет и проживает в съемной квартире.

Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Томска № 1151 от 26.12.2007 истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, учетный номер <данные изъяты>, и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.

Истец просит обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения его жилым помещением не менее 17 кв.м, обязать администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Шрайнера В.А., приобрести и предоставить ему вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в г. Томске, общей площадью не менее 17 кв.м.

В судебном заседании Шрайнер В.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель администрации г. Томска Бабьева Н.В., действующая по доверенности от 26.07.2011 <номер обезличен>, исковые требования не признала и пояснила, что удовлетворение исковых требований истца нарушит права лиц, которые стоят в очереди на предоставление жилого помещения перед истцом. Также считает, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком по данному иску, что надлежащим ответчиком является Администрация Томской области.

Представитель Администрации Томской области Романенко А.Н., действующая по доверенности от 02.08.2011 <номер обезличен>, заявленные требования не признала и пояснила, что у субъекта нет средств для приобретения и предоставления жилого помещения истцу, выделение денежных средств для конкретного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено, соответственно, Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением истца

Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Шрайнера В.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из свидетельства о рождении <номер обезличен>, выданного <дата обезличена>, Шрайнер В.А. родился <дата обезличена> в г. Томске, Томской области, его отцом является ФИО1, матерью – ФИО2

Согласно решению Октябрьского районного суда г. Томска от 10.12.2003 о лишении родительских прав ФИО2 в отношении Шрайнера В.А., отец <данные изъяты>, а мать – ФИО2, лишена родительских прав.

Как следует из постановления Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 11.01.2002 № 14-О, над Шрайнером В.А. была установлена опека, опекуном назначена ФИО3, указание о закреплении за Шрайнером В.А. жилого помещения отсутствует.

Диплом <номер обезличен>, выданный 30.06.2007, свидетельствует об окончании Шрайнером В.А. в 2007 году ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 33» г. Томска, с присуждением квалификации слесарь по ремонту автомобилей 2 разряда, водитель автомобиля категории В, С.

Из справки серии <номер обезличен> от 22.06.2011 следует, что истец <данные изъяты>

Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Томска от 26.12.2007 № 1151 Шрайнер В.А. поставлен на учет граждан нуждающихся в жилом помещении за <номер обезличен>. Распоряжением Мэра г. Томска от 04.05.2008 № р344 истец включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в его предоставлении (очередь <номер обезличен>).

По сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (справка от 21.07.2011 <номер обезличен>) по состоянию на 03.09.1998 права Шрайнера В.А., <дата обезличена> г.р., на какие-либо объекты недвижимого имущества на территории Томской области не зарегистрированы.

В соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (выписка от 11.07.2011 <номер обезличен>) сведений о правах Шрайнера В.А., <дата обезличена> г.р., на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нет.

Согласно справке Администрации Октябрьского района г. Томска от 11.08.2011 № 4798 над истцом Шрайнером В.А. устанавливалась опека, жилая площадь не закреплялась, он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец Шрайнер В.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ним жилого помещения, что ответчиками не оспаривалось. Не имеет Шрайнер В.А. и недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, что подтверждается представленными документами, которым судом дана надлежащая оценка.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда..

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 названной статьи установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следовательно, при сложившихся обстоятельствах Шрайнеру В.А. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 названного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч. 1 ст. 3 настоящего закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частью 2 статьи 3 данного закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

Согласно ст. 4 этого закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 3 ст. 3).

Согласно ст. 8 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону Муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 918000 рублей.

Таким образом, при сложившихся обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шрайнера В.А. об обязании предоставить ему вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска не ниже установленных социальных норм по г. Томску, подлежат удовлетворению в части требований, предъявленных к администрации г. Томска.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.

Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Шрайнер В.А. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.

Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Шрайнер В.А. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Требования Шрайнера В.А., предъявленные к Администрации Томской области удовлетворению не подлежат, поскольку она надлежащим ответчиком по данному иску не является.

Кроме того, исковые требования Шрайнера В.А. к Администрации Томской области не подлежат удовлетворению и в силу того, что ни федеральным законодательством, ни законодательством Томской области не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному гражданину, ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей либо лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Следовательно, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного лица и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Шрайнера В.А. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ.

Как установлено статьей 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Доводы представителя администрации г. Томска о том, что денежных средств (субвенций) на приобретение жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, недостаточно, и из-за их отсутствия администрация г. Томска не может исполнить в полном объеме возложенные на неё государственные полномочия по обеспечению жильем, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шрайнера В.А. удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Томска предоставить Шрайнеру В.А., <дата обезличена> года рождения, вне очереди на территории г. Томска жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований Шрайнера В.А. к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:               (подпись)                    И.П. Юровский