решение по делу №2-1900/11 вступило в законную силу 17.09.2011



Дело № 2-1900/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бутенко Г.Е.

при секретаре Орловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Некоммерческому партнерству «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Минюста РФ по Томской области обратилось в суд с иском к Некоммерческому партнерству «Томские маршрутные автобусы» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая в обоснование заявленных требований, что НП «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» зарегистрировано 31.08.2004, ОГРН <номер обезличен>. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» Министерство юстиции является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции РФ по Томской области (Управление) осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроль за их деятельностью. Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, не чаще одного раза в 3 года проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. В соответствии с указанными полномочиями согласно плану проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям) на 2010 год и приказу Управления № 189 от 06.08.2010 в период со 01.09.2010 по 30.09.2010 проведена плановая документальная проверка деятельности Партнерства. В ходе проведения проверки установлено, что отдельные положения Устава Партнерства не соответствуют требованиям федерального законодательства. В нарушение п. 3 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому члены некоммерческого партнерства вправе получать информацию о его деятельности в установленном учредительными документами порядке, Уставом Партнерства не определен порядок получения указанной информации. В нарушение п. 1 ст. 28 Закона Уставом не определен срок полномочий Правления, Совета бригады маршрута. В нарушение п. 1 ст. 17 Закона пунктом 18.1 Устава предусмотрена возможность преобразования Партнерства в общественную или религиозную организацию. В нарушение п. 3 ст. 18 Закона, ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 18.3 Устава предусмотрено согласование с органом, осуществляющим государственную регистрацию, состава членов ликвидационной комиссии, порядка и сроков ликвидации. В нарушение п. 1 ст. 4 Закона, наименование Партнерства не содержит указание на характер его деятельности. В нарушение п. 2 ст. 14 Закона, в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями, Партнерство не исполняет требования учредительных документов, а именно: п. 10.1 Устава - срок полномочий Председателя решением Правления не определен; п. 8.5 - не проводятся Собрания членов; п. 9.2 - не проводятся заседания Правления; п. 9.6 - Председатель Правления избран на собрании учредителей, а не Правлением; пп.9 п. 10.2 - Председатель Правления не обеспечил разработку и внесение на утверждение собрания Правления внутренних регламентов и положений; п. 11.1 - Правлением не утверждено положение «О бригадах маршрута»; п. 12.2-не избраны Бригадиры; п. 13.1 - не избран Совет бригады маршрута; п. 15.1 - не избрана Ревизионная комиссия; - пп. «г», пп. «д» п.8.3 - Общим собранием не утверждались годовые отчеты, годовые бухгалтерские балансы, финансовые планы за 2007, 2008, 2009 годы; пп. 10 п.9.6 - Правление Партнерства (высший коллегиальный исполнительный орган) не осуществляло подготовку годовых отчетов за 2007, 2008, 2009 годы и не представляло их на утверждение Общему собранию. В нарушение ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, п. 16.8 Устава позволяет Партнерству иметь в бессрочном пользовании земельные участки и иное имущество. В нарушение п. 1 ст. 28 Закона Уставом не установлен порядок принятия решений Советом бригады. В нарушение п. 3 ст. 29 Закона решение о создании хозяйственных обществ и товариществ, филиалов и представительств пп. 17 п. 9.6 Устава отнесено к компетенции Правления Партнерства. В нарушение Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пп. 5 ст. 3.1 Устава к задачам Партнерства отнесено осуществление надзора за соблюдением органами государственного управления законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы предпринимательства. 01.10.2010 уполномоченным органом в адреса Партнерства и его председателя, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, было направлено письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений - приведение состава в соответствие с действующим законодательством. Указанное предупреждение было получено председателем Партнерства и возвращено отделением связи с юридического адреса Партнерства с отметкой «отсутствие адресата». В связи с тем, что нарушения, выявленные в результате проверки, не были устранены, Управлением повторно, 09.06.2011 в адреса Партнерства и его председателя было направлено письменное предупреждение, которое было возвращено отделением связи с адреса Партнерства с отметкой «истек срок хранения» и получено председателем Партнерства. До настоящего времени нарушения законодательства Российской Федерации Партнерством не устранены. Таким образом, Партнерство неоднократно не представило в Управление сведения, предусмотренные п. 3 ст. 32 Закона (документы для внесения изменений в Устав), что в соответствии с п. 10 ст. 32 Закона является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. 12.07.2011 в Управление поступило заявление Председателя Партнерства о том, что в связи с фактическим прекращением деятельности Партнерства он не возражает против его ликвидации в судебном порядке. Ссылаясь на п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», истец просит ликвидировать Некоммерческое партнерство «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать с ответчика государственную пошлину.

Представитель истца Жигалова Т.В., действующая на основании доверенности № 12 от 25.07.2011 со сроком полномочий один год, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судебной повесткой, направленной по почте. Согласно рапорту судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району УФССП по Томской области Некоммерческое партнерство «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» по адресу: г. Томск, пр. Мира, 52 не располагается. В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Некоммерческое партнерство «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, зарегистрировано по адресу: г. Томск, пр. Мира, 52. В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 387-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в случае изменения сведений о нем обязано в трехдневный срок сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Таковых изменений регистрирующим органом не было зарегистрировано. В силу ч. 5 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. Иными сведениями о месте нахождения юридического лица суд не располагает.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В этом случае требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ч. 3 ст. 61 ГК РФ).

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 (в ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях» предусмотрена обязанность некоммерческой организации по представлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Из материалов дела следует, что Некоммерческое партнерство «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» является действующим юридическим лицом, имеет Устав, утвержденный протоколом №1 общего собрания учредителей от 25.08.2004, зарегистрировано 31.08.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску Томской области, Основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН) <номер обезличен>, основной вид деятельности – деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию. Учредителями являются: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО6, ФИО5 Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, является ФИО5 (председатель некоммерческого партнерства «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ»).

Как следует из материалов дела, в результате проверки было установлено, что отдельные положения Устава Некоммерческого партнерства «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» не соответствуют требованиям федерального законодательства, а именно: в нарушение п.3 ст.8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Уставом Партнерства не определен порядок получения указанной информации; в нарушение п. 1 ст. 28 Закона Уставом не определен срок полномочий Правления, Совета бригады маршрута; в нарушение п. 1 ст. 17 Закона пунктом 18.1 Устава предусмотрена возможность преобразования Партнерства в общественную или религиозную организацию; в нарушение п. 3 ст. 18 Закона, ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 18.3 Устава предусмотрено согласование с органом, осуществляющим государственную регистрацию, состава членов ликвидационной комиссии, порядка и сроков ликвидации; в нарушение п. 1 ст. 4 Закона, наименование Партнерства не содержит указания на характер его деятельности; в нарушение п. 2 ст. 14 Закона, в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями, Партнерство не исполняет требования учредительных документов, а именно: п. 10.1 Устава - срок полномочий Председателя решением Правления не определен; п. 8.5 - не проводятся Собрания членов; п. 9.2 - не проводятся заседания Правления; п. 9.6 - Председатель Правления избран на собрании учредителей, а не Правлением; пп.9 п. 10.2 - Председатель Правления не обеспечил разработку и внесение на утверждение собрания Правления внутренних регламентов и положений; п. 11.1 - Правлением не утверждено положение «О бригадах маршрута»; п. 12.2-не избраны Бригадиры; п. 13.1 - не избран Совет бригады маршрута; п. 15.1 - не избрана Ревизионная комиссия; - пп. «г», пп. «д» п.8.3 - Общим собранием не утверждались годовые отчеты, годовые бухгалтерские балансы, финансовые планы за 2007, 2008, 2009 годы; пп. 10 п.9.6 - Правление Партнерства (высший коллегиальный исполнительный орган) не осуществляло подготовку годовых отчетов за 2007, 2008, 2009 годы и не представляло их на утверждение Общему собранию.

В силу ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Однако пункт 16.8 Устава позволяет Партнерству иметь в бессрочном пользовании земельные участки и иное имущество. В нарушение п. 1 ст. 28 Закона Уставом не установлен порядок принятия решений Советом бригады; в нарушение п. 3 ст. 29 Закона решение о создании хозяйственных обществ и товариществ, филиалов и представительств подпунктом 17 пункта 9.6 Устава отнесено к компетенции Правления Партнерства; в нарушение Федерального закона от 17.01.1992 « 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» подпунктом 5 ст. 3.1 Устава к задачам Партнерства отнесено осуществление надзора за соблюдением органами государственного управления законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы предпринимательства.

Предупреждением № 03-0514-4315 от 01.10.2010, вынесенным в порядке подп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и направленным в адрес некоммерческого партнерства «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» и председателя некоммерческого партнерства ФИО5, организации предложено устранить выявленные нарушения в течение месяца со дня получения предупреждения. Указанное предупреждение было возвращено отделением связи 12.10.2010 с отметкой «отсутствие адресата», что подтверждается уведомлением № 63400601542838. В установленный срок организацией меры к устранению нарушений действующего законодательства приняты не были, в уполномоченный орган о принятых мерах сообщение не поступало.

Согласно предупреждению № 03-0514-2678 от 03.06.2011, направленному в адрес некоммерческого партнерства «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ», указанный в ЕГРЮЛ и адрес председателя некоммерческого партнерства ФИО5, организации предложено принять меры к устранению нарушений действующего законодательства и о принятых мерах сообщить в Управление. Указанное предупреждение было получено ФИО5 17.06.2011.

Из заявления председателя некоммерческого партнерства «Томские маршрутные автобусы» ФИО5 от 11.07.2011 следует, что НП «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» в связи с фактическим прекращением деятельности не возражает против ликвидации в судебном порядке.

В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения Управления Министерства юстиции РФ по Томской области в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что требование истца о ликвидации Некоммерческого партнерства «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме /сумма обезличена/ рублей подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ».

Исключить Некоммерческое партнерство «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «ТОМСКИЕ МАРШРУТНЫЕ АВТОБУСЫ» в доход бюджета городского округа «Город Томск» государственную пошлину в размере /сумма обезличена/ рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий Бутенко Г.Е.