решение по делу №2-1949/11 на момент размещения не вступило в законную силу



Дело № 2-1949/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бутенко Г.Е.

при секретаре Орловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Боева В.О. к Администрации Томской области, Администрации г.Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Боев В.О. обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав в обоснование исковых требований, что имеет статус сироты, т.к. его мать, ФИО1, умерла <дата обезличена>, отец был записан со слов матери. Постановлением Главы Администрации Томского района от 22.08.2008 № 159К он был определен в ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Друг» г. Томска. В 2008 году он закончил школу и продолжил обучение в <данные изъяты>. В настоящее время работает <данные изъяты>. На период обучения учебные заведения снабжали его койко-местом в общежитии. В настоящее время он снимает жилье. Решением жилищной комиссии Администрации Советского района г. Томска он был включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», истец просит обязать ответчиков Администрацию Томской области и Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, предоставить ему, Боеву В.О., вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска не ниже установленных социальных норм по г. Томску.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что после окончания школы поступил в <данные изъяты> и проживал в общежитии. Жилая площадь за ним не была закреплена.

Представитель ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности от 01.04.2011 № 32 со сроком полномочий один год, исковые требования Боева В.О. не признала. В судебном заседании не оспаривала, что Боев В.О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Однако полагает, что право Боева В.О. на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им не доказано, Боевым В.О. не предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих отсутствие у него жилого помещения на праве собственности. Кроме того, указала, что выделение денежных средств для определенного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено, Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Боева В.О.

Представитель ответчика Администрации г. Томска Осипов А.О., действующий на основании доверенности от 01.02.2011 № 458 сроком полномочий один год, исковые требования не признал. В судебном заседании пояснил, что не оспаривает, что Боев В.О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Однако субвенция на 2011 год г. Томску предоставлена только в размере 900 тыс. руб. и уже потрачена на приобретение жилого помещения ребенку-сироте.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Боева В.О. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Боева В.О. <номер обезличен>, выданного повторно 19.08.2008, следует, что он родился <дата обезличена>, его матерью является ФИО1, а отцом ФИО2. Согласно справке о рождении № 01 от 19.08.2008 Боева В.О. сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Свидетельством о смерти <номер обезличен> подтверждается, что ФИО1 умерла <дата обезличена>.

Постановлением Главы Администрации Томского района г. Томска от 22.08.2008 № 159-К Боев В.О. был определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.

Как следует из справки Администрации Томского района от 18.04.2011 № 04-17/756 Боев В.О., <данные изъяты>, определялся в детское государственной учреждение, при этом жилая площадь за ним не закреплялась.

По сведениям Управления Росреестра от 30.06.2011 № 01/258/2011-385, Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 24.08.2011 № 8610401, Томского отделения Томского областного центра технической инвентаризации от 22.07.2011 № 14886 Боев В.О. не имеет на праве собственности объектов недвижимости.

Сообщением Администрации Советского района г. Томска от 21.06.2011 № 225 в адрес Боева В.О. подтверждается, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 21.06.2011 Боев В.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Таким образом, Боев В.О. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закончил <данные изъяты>, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Боеву В.О. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (в ред. от 08.04.2011) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. от 11.07.2011) администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:

финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;

запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;

использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:

осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;

по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 6 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону.

Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 918, 0 тыс. руб.

Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания …осуществляются администрацией г. Томска. Следовательно, надлежащим ответчиком по иску Боева В.О. является Администрация г. Томска.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Боева В.О. к Администрации г. Томска об обеспечении ее вне очереди жилой площадью на территории г. Томска подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Боев В.О. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Боев В.О. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Исковые требования Боева В.О. к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Боева В.О. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ч. 7 ст. 6 названного Закона органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Боева В.О. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска обеспечить Боева В.О. вне очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17, 0 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий Г.Е. Бутенко