Дело № 2-1853/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Бутенко Г.Е. при секретаре Шлотгауэр С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Соловьева В.А. к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств Администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением, Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Соловьев В.А. обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав в обоснование исковых требований, что имеет статус сироты, т.к. его мать, ФИО1, умерла 21.10.1995, отца у него нет. Постановлением Главы Администрации Октябрьского района от 05.10.1995 № 355 он был определен в детское учреждение. С 26.02.1996 по июнь 2002 года он находился <данные изъяты>. При определении его в детское учреждение за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. Однако указанная квартира была приватизирована посторонними людьми, он остался без квартиры. В настоящее время проживает в общежитии, постоянного жилья не имеет. Решением жилищной комиссии Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского районов г. Томска он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на 2011 год в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях его очередь № 2739, в льготном списке детей-сирот - 17. Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», истец просит обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением не ниже установленных социальных норм по г. Томску его, Соловьева В.А., обязать Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, приобрести и предоставить ему, вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в 2005 году ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес обезличен>. Полагает, что это жилое помещение является временным, предоставлено ему не на территории г. Томска, а в <адрес обезличен>, добираться до которого очень долго. Условия для проживания в этом жилом помещении отсутствуют, горячей воды летом нет, кухня отсутствует, отопление в зимнее время плохое, дети постоянно болеют. Кроме того, по закону ему должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 17, 0 кв. м., ему предоставлено только 14 кв. м., считает, что в жилищных правах он ущемлен. Представитель ответчика Администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности от 02.08.2011 № 58 со сроком полномочий один год, исковые требования Соловьева В.А. не признала. В судебном заседании не оспаривала, что Соловьев В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Однако полагает, что право Соловьева В.А. на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им не доказано. Соловьев В.А. является нанимателем квартиры по адресу: <адрес обезличен>, т.е. жилым помещением обеспечен, включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Кроме того, указала, что выделение денежных средств для определенного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено, Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Соловьева В.А. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Томской области № 188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. Представитель ответчика Администрации г. Томска Миронова Д.Ю., действующая на основании доверенности от 07.07.2011 № 4085 сроком полномочий один год, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В судебном заседании не оспаривала, что Соловьев В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Указала, что Соловьев В.А. обеспечен жилым помещением, с ним заключен договор социального найма, он состоит в очереди на улучшение жилищных условий, а не на предоставление жилого помещения. Жилое помещение, которое занимает истец, не признано непригодным для проживания. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Соловьева В.А. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из свидетельства о рождении Соловьева В.А. <номер обезличен> следует, что он родился <дата обезличена>, его матерью является ФИО1, а отцом ФИО11. Согласно справке Отдела ЗАГС Металлургического района г. Челябинска от 09.01.1997 о рождении Соловьева В.А. сведения об отце ребенка записаны по указанию матери. Решением Октябрьского народного суда г. Томска от 14.10.1994 Соловьев В.А., <данные изъяты>, отобран у матери ФИО1 Копией свидетельства о смерти <номер обезличен> подтверждается, что ФИО1 умерла <дата обезличена>. Постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Томска от 05.10.1995 № 355 Соловьев В.А. был определен в детский дом на полное государственное обеспечение. С 01.09.2002 по 18.06.2004 обучался в <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о его окончании <номер обезличен>. По сведениям Управления Росреестра от 12.05.2011 № 01/215/2011-337, Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 12.05.2011 № 7660501, Соловьев В.А. не имеет на праве собственности объектов недвижимости. Сообщением Администрации Октябрьского района г. Томска от 19.07.2011 № 451 в адрес Соловьева В.А. подтверждается, что решением жилищной комиссии администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 26.10.2004 Соловьев В.А. был включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 2011 год его учетный номер в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – 2739, в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 17. Таким образом, Соловьев В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось. Из пункта постановления Главы Администрации Октябрьского района г. Томска от 05.10.1995 № 355 следует, что при определении истца в государственное учреждение за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>. Из пояснений истца в судебном заседании следует, что закрепленная за истцом квартира по адресу: <адрес обезличен> была продана. Указанное подтверждено определением Октябрьского районного суда г. Томска от 26.09.2003 о прекращении производства по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту интересов ФИО10, Соловьева В.А., ФИО2 к Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска, ФИО9, ФИО3, ФИО8, ФИО7 о признании недействительным договора приватизации жилого помещения, последующего договора купли-продажи данного жилого помещения и регистрационных документов, выданных на основании вышеназванных сделок и о приведении сторон в первоначальное положение. В судебном заседании установлено, что в 2005 году Соловьеву В.А. была предоставлена комната общей площадью 14 кв.м в общежитии по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается ордером № 175 от 17.03.2005. Согласно справке ООО «Старт-М» от 05.08.2011 Соловьев В.А. зарегистрирован и проживает вместе с членами своей семьи: ФИО6, ФИО5, ФИО4 по вышеуказанному адресу. Постановлением мэра г. Томска от 15.02.2008 № 90 подтверждается, что статус общежития, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, изменен на статус жилого дома. С доводами представителей ответчиков о том, что Соловьев В.А. обеспечен жилым помещением, в предоставлении вне очереди иного жилого помещения не нуждается, состоит в очереди только на улучшение жилищных условий, суд согласиться не может. Как установлено в судебном заседании, Соловьев В.А. проживает в жилом помещении площадью 14, 00 кв. м., из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исключен. Доказательств, подтверждающих, что в органе местного самоуправления в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведутся отдельно списки на внеочередное предоставление указанной категории граждан жилых помещений и на улучшение жилищных условий, ответчиками не представлено. Из пояснений представителя ответчика Администрации г. Томска следует, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и улучшении жилищных условий ведется один. Соловьев В.А. из указанного списка не исключен, общежитие ему предоставлялось в качестве временного жилья, следовательно, он вправе обратиться в суд с настоящим иском за защитой жилищных прав, поскольку предоставленное ему по договору социального найма жилое помещение по площади на 3 кв. м. меньше, чем может быть ему предоставлено в соответствии с действующим законодательством. Иные доводы Соловьева В.А. о том, что квартира <адрес обезличен>, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не доказаны. Согласно акту № 220 от 13.09.2011 Государственной жилищной инспекции Томской области квартира <номер обезличен> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Доводы Соловьева В.А. о том, что предоставленное ему жилое помещение находится не в г. Томске, являются несостоятельными, т.к. <адрес обезличен> относится к г. Томску. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Соловьеву В.А. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (в ред. от 08.04.2011) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. от 11.07.2011) администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст. 6 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону. Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 918, 0 тыс. руб. Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания …осуществляются администрацией г. Томска. Следовательно, надлежащим ответчиком по иску Соловьева В.А. является Администрация г. Томска. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Соловьева В.А. к Администрации г. Томска об обеспечении его вне очереди жилым помещением на территории г. Томска подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Соловьев В.А. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Соловьев В.А. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина. Исковые требования Соловьева В.А. к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Соловьева В.А. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ч. 7 ст. 6 названного Закона органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Соловьева В.А. удовлетворить частично. Обязать Администрацию г. Томска обеспечить Соловьева В.А. вне очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17, 0 квадратных метров. В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Соловьева В.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий Г.Е. Бутенко Копия верна: Судья Г.Е. Бутенко Секретарь Е.А. Орлова