на момент размещения решение по делу №2-1777/11 не вступило в законную силу



Дело № 2-1777/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бутенко Г.Е.

при секретаре Шлотгауэр С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску ИФНС России по Томскому району Томской области к Олеференко О.Л. о взыскании земельного налога, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Томскому району Томской области обратилась суд с иском в Олеференко О.Л. о взыскании земельного налога, пени. В обоснование заявленных требований указано, что Олеференко О.Л. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Томскому району Томской области по месту нахождения недвижимого имущества – земельных участков и обязана уплачивать земельный налог, т.к. является собственником земельных участков. Сумма земельного налога за 2009 год составляет /сумма обезличена/ руб., кроме того, налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2007-2008 гг. За 2007-2008 гг. налоговым органом доначислено /сумма обезличена/ руб. Олеференко О.Л. уплачено /сумма обезличена/ руб. Итого, сумма налога к доплате за 2007-2008 гг. составила /сумма обезличена/ руб. В соответствии с п. 4 ст. 396 НК РФ инспекцией в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 218318 от 22.10.2010 об уплате земельного налога. Сумма земельного налога оплачена не была. Ссылаясь на ст. 23, 31, 48, 69, 70, гл. 31 НК РФ, истец просит взыскать с ответчика Олеференко О.Л. сумму земельного налога в размере /сумма обезличена/ руб., а также сумму пени в размере /сумма обезличена/ руб.

В судебном заседании представитель истца Вайвод О.С., действующая на основании доверенности от 30.12.2010 № 09-35/15486 сроком полномочий по 31.12.2011, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в период 2007- 2008 годы ответчицей были приобретены земельные участки. За 2007, 2008 годы ответчица уплатила налоги, но в связи с тем, что участки у ответчицы добавились, был произведен перерасчет. В настоящее время у Олеференко О.Л. на праве собственности <данные изъяты> земельных участка. Недоплата за 2007, 2008 годы составила /сумма обезличена/ руб. При исчислении налога за 2009 год была применена кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262 а.

Ответчик Олеференко О.Л., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила и не просила рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик несет обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов.

Как следует из ст.ст. 15, 387 НК РФ земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В судебном заседании установлено, что в собственности Олеференко О.Л. имеются земельные участки, расположенные /адреса обезличены/.

Таким образом, ответчик Олеференко О.Л. в силу положений ч. 1 ст. 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Томскому району Томской области 25.10.2010 было направлено в адрес ответчика налоговое уведомление № 218318 на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год в сумме /сумма обезличена/ руб. и доплату налога за 2007 год в сумме /сумма обезличена/ руб. и 2008 год – /сумма обезличена/ руб. за вышеперечисленные земельные участки, которое ответчиком в установленные законом сроки исполнено не было, в связи с чем налоговым органом была начислена пеня по состоянию на 24.12.2010 и выставлено требование № 40131 об уплате земельного налога и пени на общую сумму /сумма обезличена/ руб. и пени на сумму /сумма обезличена/ руб., которое направлено в адрес ответчика. Ответчику было предложено погасить задолженность в срок до 21.01.2011.

До настоящего времени задолженность ответчика по земельному налогу и пени за указанный период перед местным бюджетом не погашена, в связи с чем ИФНС России по Томскому району Томской области предъявлены требования в суд.

Суд считает подлежащим удовлетворению требования истца о взыскании с Олеференко О.Л. недоплаченного земельного налога за 2007 год в сумме /сумма обезличена/ руб. и 2008 год – /сумма обезличена/ руб. Представленный истцом расчет (л.д. 15) судом проверен и признан правильным, ответчиком не оспорен.

При этом суд считает не подлежащим удовлетворению требование о взыскании с Олеференко О.Л. земельного налога в размере /сумма обезличена/ руб., а также суммы пени в размере /сумма обезличена/ руб., исчисленной за 2009 год, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393
Налогового кодекса РФ).

Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из пояснений представителя истца следует, что земельный налог за 2009 год Олеференко О.Л. исчислен на основании кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-0-0 и от 24.02.2011 №156-0-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.

Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ).

Исходя из изложенного, Постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, официально опубликованное в «Собрании законодательства Томской области» 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Учитывая изложенное, суд полагает, что на 01.01.2009 указанное постановление не вступило в законную силу, и оснований применять содержащиеся в Постановлении Администрации Томской области №262а от 24.12.2008 положения для исчисления Олеференко О.Л. земельного налога за 2009 год не имелось. По указанным основаниям суд считает несостоятельными доводы истца, изложенные в письменных дополнительных пояснениях, об исчислении суммы земельного налога за 2009 год в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, определенной на основании Приложения № 1 к Постановлению Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Поскольку исковые требования удовлетворены частично, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственная пошлина в размере /сумма обезличена/ руб.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС России по Томскому району Томской области к Олеференко О.Л. о взыскании земельного налога, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Олеференко О.Л. в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности по земельному налогу за 2007 год в размере /сумма обезличена/ руб., за 2008 год в размере /сумма обезличена/ руб., а всего взыскать /сумма обезличена/ руб.

В остальной части исковых требований отказать

Взыскать с Олеференко О.Л. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/ руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Г.Е. Бутенко