Дело № 2-1906/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 сентября 2011 г. Ленинский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Ходус Ю.А., при секретаре Даниловой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Макаровой А.В. к Администрации Томской области, муниципальному образованию Администрации Кривошеинского района Томской области, Администрации Кривошеинского сельского поселения, УСТАНОВИЛ: Макарова А.В. обратилась в суд с иском, указывая, что она является сиротой. Решением Кривошеинского районного суда Томской области отец был лишен родительских прав, мать ее бросила в младенческом возрасте. Она воспитывалась бабушкой в п.Красный яр Кривошеинского района, после смерти бабушки постановлением Главы Администрации Кривошеинского района от 27.07.2000 была помещена в ОГОУ для детей сирот Малиновский детский дом Томского района Томской области, затем окончила ФГОУ СПО «Томский сельскохозяйственный техникум». Не смотря на обращения в Администрацию Кривошеинского района с просьбой о выделении жилья, жилье закреплено не было. Были получены лишь гарантийные письма с обязательством о предоставлении жилья по выходу из детского дома. На учет как сирота и нуждающаяся в жилом помещении она была поставлена Администрацией Кривошеинского сельского поселения лишь 24.06.2011. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, жилья она не имеет, живет в съемных квартирах. Просит суд обязать администрацию Томской области, Администрацию Кривошеинского района Томской области, Администрацию Кривошеинского сельского поселения обеспечить ее вне очереди жилым помещением на территории Кривошеинского района Томской области не ниже установленных социальных норм по Кривошеинскому району. В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика Администрации Томской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В ранее представленном отзыве на исковое заявление указал, что Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком, так как в силу ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, наделены администрации сельских поселений и городских округов Томской области. Представитель ответчика Администрации Кривошеинского района Томской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному ранее отзыву представитель Администрации Кривошеинского района Шабуниш А.А., действующий на основании доверенности, просит отказать в удовлетворении исковых требований Макаровой А.В. к Администрации Кривошеинского района Томской области, поскольку обеспечение жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.14 Федерального закона № 1312-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к ведению поселений. Ответчик - Администрация Кривошеинского сельского поселения Томской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна,. Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона дети- сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из свидетельства о рождении следует, что Макарова А.В. родилась <дата обезличена>, ее отцом является ФИО6, матерью ФИО7 Согласно решению Кривошеинского районного суда Томской области от 16.01.2002 ФИО7 признана безвестно отсутствующей. Решением Кривошеинского районного суда Томской области от 19.02.2001 ФИО6 лишен родительских прав в отношении Макаровой А., <дата обезличена> г.р. Постановлением главы администрации Кривошеинского района Томской области от 27.07.2000 № 188 Макарова А.В. была определена в детское государственное учреждение - Малиновский детский дом Томского района. Согласно справке Администрации Кривошеинского района Томской области от 21.06.2011 Макарова А.В. не имеет закрепленного за ней жилья на территории Кривошеинского района. Гарантийным письмом Глава Администрации Кривошеинского района Томской области от 13.07.2000 гарантировал предоставление Макаровой А.В., <дата обезличена> г.р. жилой площади не ниже установленных норм после окончания пребывания ее в детском государственном учреждении, подтвердив, что ее родители собственного жилья на территории Кривошеинского района не имеют. Из материалов дела следует, что Макарова А.В. признана нуждающейся в жилом помещении, как относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (постановление администрации Кривошеинского сельского поселения от 24.06.2011 № 50-ж). Этим же постановлением истец была поставлена на льготную очередь для детей, оставшихся без попечения родителей. Ей разрешена регистрация сроком на 3 месяца по месту жительства: <адрес обезличен>. Из уведомления Управления Росреестра по Томской области от 26.07.2011 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Макаровой А.В. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Таким образом, Макарова А.В. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Таким образом, истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в с.Кривошеино Томского района Томской области. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 13.10.2010) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст. 4 указанного закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону муниципальному образованию «Кривошеинский район» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 333,5 тыс. руб. Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску является Администрация Кривошеинского сельского поселения, в связи с чем исковые требования к Администрации Кривошеинского сельского поселения об обеспечении ее вне очереди площадью в с.Кривошеино Томского района Томской области подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей- сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Макарова А.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Совета Кривошеинского сельского поселения от 27.01.2006 № 35 Макарова А.В. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17, 0 кв. м. общей площади. Поскольку в судебном заседании при указанных обстоятельствах установлено, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Кривошеинского сельского поселения наделенная полномочиями по предоставлению данной категории лиц жилых помещений по договору социального найма и получившая на их реализацию субвенцию, следовательно, исковые требования Макаровой А.В. к Администрации Томской области и Администрации Кривошеинского района Томской области удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 173 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Макаровой А.В. удовлетворить частично. Обязать Администрацию Кривошеинского сельского поселения обеспечить Макаровой А.В. вне очереди на территории с. Кривошеино Кривошеинского района Томской области жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17 квадратных метров. В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области, Администрации Кривошеинского района Томской области отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Судья: (подпись) Ю.А.Ходус Мотивированный текст решения изготовлен <дата обезличена>.