Дело № 2-2378/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Лысых Е.Н., с участием: прокурора Истомина С.С., представителя Центра ГИМС МЧС России по Томской области Букина Е.Н., представителя Центра ГИМС МЧС России по Томской области Четвериковой О.Е., при секретаре Лавреновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета, установил: Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна <данные изъяты> как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен> и выдаче судового билета от <дата обезличена> серии <номер обезличен> и об обязании отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно <данные изъяты> с регистрационным номером <номер обезличен>. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна в Томском сельском инспекторском отделении – структурным подразделением отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области (далее органах ГИМС МЧС России по Томской области) не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Как следует из регистрационной карточки – заявления судовладельца мощность двигателя судна составляет 400 л.с., что превышает 55 киловатт (75,78 л.с.). Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование данного суда в целях мореплавания. Согласно требованию ст. 16 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Тем самым, регистрация судна как маломерного, по мнению заявителя, не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Истомин С.С., заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, изложенных в заявлении. В судебном заседании представитель органа, чьи действия обжалуются - Центра ГИМС МЧС России по Томской области - Букин Е.Н., Четверикова О.Е., действующие на основании доверенности, заявленные требования не признали, указав, что судно, принадлежащее Богданову А.Ю., может им использоваться в целях мореплавания. Для прогулочных судов, используемых в целях мореплавания не существует ограничений по мощности двигателя при регистрации в качестве маломерных судов. В судебное заседание заинтересованное лицо Боганов А.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В судебное заседание заинтересованное лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обского Управления государственного речного надзора Ермаков В.Я., действующий на основании доверенности, доводы заявителя поддержал. Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Томской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта установлено, что Центром ГИМС МЧС России по Томской области на основании заявления Боганову А.Ю. произведена регистрация судна <данные изъяты> с присвоением номера <номер обезличен>. На основании совершённых регистрационных действий <дата обезличена> должностным лицом Центра ГИМС МЧС России по Томской области судовладельцу выдан судовой билет серии <номер обезличен>. Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Центре ГИМС МЧС России по Томской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, обоснованными по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ государственные речные судоходные инспекции осуществляют государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов, независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн. Согласно ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации. В силу п. «б» ч. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.204 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» названная служба при реализации своих полномочий осуществляет разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственную речную судоходную инспекцию. Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ» поименованная инспекция осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: - самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограммов, байдарок менее 150 килограммов и надувных безмоторных лодок менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; - прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания. Ч. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утверждённых приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500 установлено, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: - самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водные мотоциклы и несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн ( кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограмм, байдарок менее 150 килограмм и надувных безмоторных судов менее 226 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; - прогулочные суда пасажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания. Как следует из регистрационной карточки-заявления судовладельца мощность двигателя судна, принадлежащего Боганову А.Ю. составляет 400 л.с., что превышает 55 киловатт (74,78 л.с.). Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование суда в целях мореплавания. В представленной карточке имеются сведения, указанные заявителем о предполагаемом месте использования – внутренние водные пути (ВВП). Довод представителя Центра ГИМС МЧС России по Томской области Букина Е.Н. о том, что в таможенных документах, оформленных на судно, принадлежащее Богданову А.Ю., оно поименовано как морское прогулочное, по мнению суда не свидетельствует о том, что данное судно будет использоваться исключительно для морских путей (МП). Тем самым, принадлежащее Боганову А.Ю. судно вопреки вышеприведённым требованиям законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, незаконно Центром ГИМС МЧС России по Томской области отнесено по признаку мощности главного двигателя к маломерным и зарегистрировано в качестве такового, с последующей выдачей судового билета. Согласно требованиям ст. 17 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Таким образом, судно, принадлежащее Боганову А.Ю. подлежит техническому надзору Российского Речного Регистра (далее РРР). В соответствии с п. 5.1, 5.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136, освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности РРР. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главным двигателем мощностью не менее чем 55 киловатт является объектом классификационной деятельности РРР, однако судно <данные изъяты> не прошло освидетельствование РРР. Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 г. N 129 утверждены Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, пунктом 145 которых определено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге (п. 4 упомянутых выше Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации). Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода. Кроме того, маломерные суда не предъявляются РРР, следовательно, не имеют расчёта по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдаётся. Тем самым, регистрация судна, принадлежащего Боганову А.Ю., как маломерного не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна <данные изъяты> как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен>, принадлежащего Боганову А.Ю. и выдаче судового билета серии <номер обезличен> от <дата обезличена> незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц. На основании изложенного, заявление Томского транспортного прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд, решил: Заявление Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета удовлетворить. Признать незаконным решение Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по <адрес обезличен> о регистрации судна <данные изъяты> как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен>, принадлежащего Боганову А.Ю., в качестве маломерного. Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданный Богданову А.Ю. Обязать Томское сельское инспекторское отделение – структурное подразделение отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять судно <данные изъяты> с номером <номер обезличен>, принадлежащее Боганову А.Ю., с регистрационного учета Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. <данные изъяты> Председательствующий (подпись) Е.Н. Лысых Копия верна Судья Е.Н. Лысых