решение по делу № 2-2234/11 вступило в законную силу 16.11.2011



Дело № 2-2234/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Вотиной В.И.

с участием представителя истца – помощника прокурора города Томска Семитко С.Е.

при секретаре                        Щёголевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению общеобразовательная школа-интернат № 1 среднего (полного) общего образования г. Томска, Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации г. Томска о понуждении к устранению нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению общеобразовательная школа-интернат № 1 среднего (полного) общего образования г. Томска (далее – МОУ школа-интернат № 1, учреждение), Муниципальному образованию «Город Томск» (далее – МО «Город Томск») в лице Администрации г. Томска о понуждении к устранению нарушений правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), указав в обоснование заявленных требований, что в прокуратуру г. Томска из ГУ МЧС России по Томской области поступила информация о выявленных в ходе приемки школ к новому 2011-2012 учебному году нарушениях требований пожарной безопасности, согласно которой в деятельности МОУ школа-интернат № 1, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, установлены нарушения в сфере законодательства о противопожарной безопасности. Согласно рапорту инспектора ГПП ПЧ-3 ГУ «5 отряд ФПС» на имя начальника ОДН Ленинского района УНД ГУ МЧС России по Томской области от 09.08.2011 в здании МОУ школа-интернат № 1 в нарушение п. 52 Правил пожарной безопасности в РФ (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313) эвакуационные выходы открываются не по направлению эвакуации из здания, планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.143-202. В соответствии с п. 1.5 Устава МОУ школа-интернат № 1 является юридическим лицом, имеет смету, печать, штампы и бланки со своим наименованием, обособленное имущество в оперативном управлении. Учреждение ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в установленном действующим законодательством порядке, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Из содержания п.п. 1.2, 1.3 Устава МОУ школа-интернат № 1 следует, что его учредителем является МО «Город Томск», права и обязанности от имени которого осуществляют Мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, Департамент образования администрации г. Томска в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов. В соответствии с п. 7.1 Устава имущество данного учреждения является муниципальной собственностью города Томска. Согласно объяснениям директора МОУ школа-интернат № 1 от 24.08.2011 учреждение не обладает средствами, необходимыми для устранения требований пожарной безопасности, указанных в рапорте от 09.08.2011. В соответствии со ст.ст. 125, 210 ГК РФ, ст.ст. 10, 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 8, 38 Устава города Томска администрация г. Томска, как представитель собственника имущества МОУ школа-интернат № 1, обязана содержать имущество учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Неисполнение требований законодательства о противопожарной безопасности в МОУ школа-интернат № 1 ставит под угрозу жизнь и здоровье постоянно изменяющегося состава обучающихся и сотрудников учреждения, а также посещающих его граждан. Ссылаясь на ст. 18 Конституции РФ, ст.ст. 34, 37, 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании», ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», с учетом уточнений исковых требований истец просит: обязать МОУ школа-интернат № 1 устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно – установить двери эвакуационных выходов, открывающимися по направлению к эвакуации из здания; обязать МО «Город Томск» в лице Администрации г. Томска профинансировать за счет средств бюджета города Томска работы МОУ школа-интернат № 1 по установке дверей эвакуационных выходов, открывающимися по направлению к эвакуации из здания; установить ответчикам срок для совершения указанных действий – один месяц.

Представитель истца – помощник прокурора города Томска Семитко С.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям с учетом внесенных уточнений.

Представитель ответчика МОУ школа-интернат № 1 – директор Бичикашвили Р.Г., действующий на основании приказа от 01.09.2005 № 143-к, в судебном заседании исковые требования признал частично по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, необходимость установки дверей эвакуационных выходов, открывающимися по направлению к эвакуации из здания, не оспаривал, возражал против установления заявленного истцом срока устранения нарушений пожарной безопасности, полагал, что при сложившихся обстоятельствах срок для устранения указанных нарушений должен быть установлен до 31.12.2012.

Представитель ответчика МО «Город Томск» в лице Администрации г. Томска Герасимов В.В., действующий на основании доверенности от 03.02.2011 № 518, в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, считая МО «Город Томск» ненадлежащим ответчиком.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично.

Конституцией РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. 18), каждый имеет право на охрану здоровья (ст. 41).

Невыполнение МОУ школа-интернат № 1 требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

МОУ школа-интернат № 1 является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. Директором образовательного учреждения является Бичикашвили Р.Г. Учреждение имеет смету, печать, штампы и бланки с наименованием, иные необходимые реквизиты, обособленное имущество в оперативном управлении, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности (п.п. 1.5-1.7 Устава), а также в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (п. 3 ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 52 Закона РФ от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

В силу п. 1.15 Устава МОУ школа-интернат № 1 учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного и воспитательного процесса.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу положений ст. 37 названного Федерального закона и п. 10 ППБ 01-03 лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, наряду с собственниками должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, законных требований инспекторов по пожарному надзору, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Как установлено в судебном заседании, местом нахождения МОУ школа-интернат № 1 является адрес: <адрес обезличен>, что также следует из п. 1.19 Устава учреждения.

Согласно п. 7.1 Устава МОУ школа-интернат № 1 имущество учреждения является муниципальной собственностью города Томска и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения обследования в период с 28.07.20011 по 09.08.2011 в рамках приемки образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году в МОУ школа-интернат № 1, расположенном по <адрес обезличен>, установлены нарушения требований пожарной безопасности в виде необеспечения возможности открытия запорных механизмов дверей пожарных шкафов в экстренных случаях в течение не более 15 секунд (НПБ 151-2000 п. 4.7*), несоответствия планов эвакуации требованиям ГОСТ 12.2.143-2009 и открывания эвакуационных выходов не по направлению эвакуации из здания (п. 52 ППБ 01-03).

Выявленные при проведении указанной проверки МОУ школа-интернат № 1 нарушения требований пожарной безопасности в виде необеспечения возможности открытия запорных механизмов дверей пожарных шкафов в экстренных случаях в течение не более 15 секунд (НПБ 151-2000 п. 4.7*), несоответствия планов эвакуации требованиям ГОСТ 12.2.143-2009 устранены, что подтверждается сообщениями Департамента образования администрации г. Томска от 17.10.2011 № 01-22/2957 и Отделения надзорной деятельности Ленинского района г. Томска ГУ МЧС России по Томской области от 19102011 3-432.

Пунктом 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Выявленные при проведении указанной проверки МОУ школа-интернат № 1 нарушения требований пожарной безопасности в виде открывания эвакуационных выходов не по направлению эвакуации из здания (п. 52 ППБ 01-03) до настоящего времени не устранены, поэтому требования прокурора г. Томска в этой части подлежат удовлетворению.

Как следует из пояснений директора МОУ школа-интернат № 1 и представленного им письменного отзыва у образовательного учреждения денежные средства для выполнения работ по устранению пожарной безопасности отсутствуют, поскольку учреждение достаточных финансовых средств для этого не имеет, средства из бюджета города Томска на финансирование ремонта учреждения не выделялись.

В соответствии с п. 1.7 Устава МОУ школа-интернат № 1 учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.

Суд полагает, что требование об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска к финансированию расходов по проведению работ, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности в виде установки дверей эвакуационных выходов, открывающимися по направлению к эвакуации из здания МОУ школа-интернат № 1, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона РФ от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств сметой доходов и расходов, и самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Таким образом, проведение ремонта здания (капитального и текущего), где находится образовательное учреждение, за счет средств общеобразовательного учреждения не предусмотрено, поскольку это не относится к компетенции такого учреждения.

Согласно ст.ст. 38, 40 Устава города Томска администрация г. Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Томск, выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета города Томска, обеспечивает исполнение бюджета города Томска, осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета города Томска в порядке, установленном Думой г. Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.

Как следует из п.п. 1.2, 1.3 Устава МОУ школа-интернат № 1, учредителем (собственником) учреждения является муниципальное образование «Город Томск», от имени которого своими действиями осуществляют права и обязанности учредителя (собственника) Мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, Департамент образования администрации г. Томска в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов.

Согласно п. 7.9 Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются имущество и денежные средства, переданные учреждению собственником или уполномоченным им органом в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» п. 10 ст. 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 указанной статьи БК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Согласно ст. 60 Устава города Томска под бюджетом города Томска понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования «Город Томск» (ч. 1). Бюджет города Томска утверждается в форме решения Думы города Томска (ч. 2).

Согласно Решению Думы г. Томска от 01.12.2009 № 1355 главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для финансирования капитального ремонта объектов образования, является администрация города Томска.

Согласно ст. 38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Суд принимает во внимание, что здание МОУ школа-интернат № 1 находится в муниципальной собственности, его обеспечение и содержание в противопожарном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления – администрации города Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования, таким образом, финансирование расходов МОУ школа-интернат № 1 на проведение ремонта (капитального и текущего) должно быть возложено на собственника МО «Город Томск» в лице Администрации г. Томска.

Ссылка представителя ответчика Герасимова В.В. на то, что обязанность по финансированию расходов, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности в виде установки дверей эвакуационных выходов, открывающимися по направлению к эвакуации из здания МОУ школа-интернат № 1, не может быть возложена на администрацию г. Томска, т.к. МО «Город Томск» осуществляет свои обязанности в лице уполномоченного органа, на который возложена обязанность по финансированию таких учреждений, т.е. Департамента образования администрации г. Томска, не может быть расценена как состоятельная по указанным выше основаниям.

Из материалов дела следует, что проведение мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе приемки общеобразовательных учреждений г. Томска к 2011-2012 учебному году, в виде установки дверей эвакуационных выходов, открывающимися по направлению к эвакуации из здания МОУ школа-интернат № 1, включено в городскую целевую программу на 2012 год.

При сложившихся обстоятельствах с учетом необходимости выделения бюджетных денежных средств на проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности и времени для установки дверей эвакуационных выходов, открывающимися по направлению к эвакуации из здания, установления ответчикам предлагаемого истцом срока для совершения названных действий, – один месяц, явно недостаточно. Суд полагает разумным установление срока для выполнения ответчиками требований истца до 01.03.2012.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем с ответчика МОУ школа-интернат № 1 на основании ст.ст. 61.1, 61.2 БК РФ подлежит взысканию в муниципальный бюджет государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению общеобразовательная школа-интернат № 1 среднего (полного) общего образования г. Томска, Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации города Томска о понуждении к устранению нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат № 1 среднего (полного) общего образования г. Томска, в здании МОУ школа-интернат № 1, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, в срок до 01.03.2012 устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно – установить двери эвакуационных выходов, открывающимися по направлению эвакуации из здания.

Обязать Муниципальное образование «Город Томск» за счет средств бюджета МО «Город Томск» осуществить финансирование расходов по производству в здании Муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа-интернат № 1 среднего (полного) общего образования г. Томска, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, работ по установке дверей эвакуационных выходов, открывающимися по направлению эвакуации из здания.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа-интернат № 1 среднего (полного) общего образования г. Томска в доход бюджета города Томска госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.И. Вотина

Копия верна.

Судья

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.а