ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Лысых Е.Н., с участием: представителя ответчика Администрации г. Томска Бабьевой Н.В., представителя ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., при секретаре Лавреновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Назмутдиновой М.П к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, установил: Назмутдинова М.П. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении ей вне очереди на условиях договора социального найма жилого помещения на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В обоснование заявленных требований указала, что родилась <дата обезличена>, имеет статус сироты. Её мать – ФИО1, умерла <дата обезличена>. В её свидетельстве о рождении, отец был записан со слов её матери, что подтверждается справкой ЗАГС Ленинского района г. Томска от <дата обезличена>. Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Томска от <дата обезличена> за <номер обезличен>, истец была признана сиротой, её опекуном была назначена её тетя ФИО2. В связи с тем, что тетя не исполняла своих опекунских обязанностей, её лишили прав опекуна, а Назмутдинову М.П. отдали в Детский дом <номер обезличен> г. Томска, что подтверждается Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> и путевкой <номер обезличен> от <дата обезличена>. В детском доме <номер обезличен> истец находилась на полном государственном обеспечении. В <дата обезличена> она закончила среднюю школу, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании <номер обезличен> от <дата обезличена>. Затем закончила ПУ <номер обезличен> в г. Томске в <дата обезличена>, что подтверждается Дипломом <номер обезличен> от <дата обезличена>. На период обучения ПУ-<номер обезличен> Назмутдинову М.П. обеспечивало жильем в общежитии. После окончания училища истец оказалась без жилья. <дата обезличена> у Назмутдиновой М.П. родился сын Максим, она мать-одиночка, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. За решением своего жилищного вопроса истец обратилась в Администрацию Ленинского района г. Томска и Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Томска от <дата обезличена> <номер обезличен> Назмутдинова М.П. включена в список учета детей-сирот, для получения жилого помещения по договору социального найма, её очередь за <номер обезличен>, однако данная очередь не движется. О том, что своего жилья не имела и не имеет, подтверждает документами: сведением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 08.10.2009 г. № 3302600 и выпиской УФСГРКиК по Томской области от 02.10.2009 г. № 01/068/2009-874. В судебном заседании Назмутдинова М.П. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Представитель Администрации Томской области, Татаренко Л.Ю., действующая по доверенности от 01.04.2011 № 32, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований Назмутдиновой М.П. отказать полностью. Представила письменный отзыв, в котором указала, что для получения жилого помещения по договору социального найма Назмутдиновой М.П. должно быть доказано отсутствие у неё жилого помещения на праве собственности. Имеющаяся в деле справка из УФРС по ТО от 02.10.2009 г. не подтверждает отсутствие у истца в настоящее время жилого помещения на праве собственности. Пояснила, что согласно Закону Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Часть 1 статьи 6 Закона № 188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. Субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Выделение денежных средств для конкретного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено, соответственно, Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Назмутдиновой М.П. В случае если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот недостаточно, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для данных целей. Представитель администрации г. Томска Бабьева Н.В., действующая на основании доверенности от 26.07.2011 г. № 4524, исковые требования не признала. Представила письменный отзыв, в котором указала, что денежных средств (субвенций) на приобретение жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, у администрации г. Томска нет. Полагает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Считает, что обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области. Предоставление субвенции в меньшем размере лишает орган местного самоуправления возможности осуществить государственные полномочия и предоставить жилье лицам, включенным в списки на его внеочередное предоставление. Возможность обеспечить жилыми помещениями детей-сирот, дополнительно использовав собственные материальные ресурсы и финансовые средства, является правом администрации г. Томска в случае наличия необходимых финансовых средств. На основании изложенного, полагает, что Администрация г. Томска не нарушила прав и законных интересов истца, действовала в соответствии с законодательством и является ненадлежащим ответчиком по данному требованию. Надлежащим ответчиком, по мнению Администрации г. Томска, является Администрация Томской области. Кроме того, пояснила, что считает что Назмутдинова М.П. имеет право пользования жилым помещением, принадлежащей ее тете, где она зарегистрирована и проживает. Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Назмутдиновой М.П. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как следует из свидетельства о рождении <номер обезличен>, выданного <дата обезличена>, Назмутдиновой М.П родилась <дата обезличена> в г. Томске, её отцом является ФИО3, матерью – ФИО1. Согласно свидетельству о смерти <номер обезличен>, выданному <дата обезличена>, ФИО1 умерла <дата обезличена> Как следует из постановления Главы Администрации Ленинского района г. Томска от <дата обезличена> за <номер обезличен> «Об установлении попечительства над Назмутдиновой М.П.», её попечителем была назначена ФИО2 (тётя). Как следует из постановления Главы Администрации Ленинского района г. Томска от <дата обезличена> за <номер обезличен> и «Об отмене опеки над Назмутдиновой М.П. и направлении в детское государственное учреждение Назмутдиновой М.П.», ФИО2 была освобождена от обязанностей опекуна над Назмутдиновой М.П., и Назмутдинова М.П., <дата обезличена> года рождения, была направлена в детское государственное учреждение. Указанное также подтверждается повесткой <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которой, Назмутдинова М.П. воспитывалась в Детском доме <номер обезличен> г. Томска. Аттестат о среднем (полном) общем образовании <номер обезличен>, выданный <дата обезличена>, свидетельствует об окончании Назмутдиновой М.П. в <дата обезличена> МОУ СОШ г. Томска. Диплом <номер обезличен>, выданный <дата обезличена>, свидетельствует об окончании Назмутдиновой М.П. в <дата обезличена> ОГОУ начального профессионального образования ПУ <номер обезличен> г. Томска, с присуждением квалификации <данные изъяты>. Согласно свидетельству о рождении <номер обезличен>, выданному <дата обезличена>, у Назмутдиновой М.П. родился сын ФИО4, <дата обезличена> года рождения, что также подтверждается справкой о составе семьи №1182 от 15.06.2010 г. Из материалов дела, пояснений истца следует, что <дата обезличена> у Назмутдиновой М.П. родился сын ФИО4, брак не зарегистрирован, она мать-одиночка, что подтверждается свидетельством о рождении <номер обезличен> от <дата обезличена>, справкой о составе семьи №1182 от 15.06.2010 г. Из свидетельства о регистрации по месту пребывания № 648 от 01.06.2010 г. усматривается, что Назмутдинова М.П., ФИО4, имеют временную регистрацию в <адрес обезличен>. По сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (справка от 08.10.2009 г. № 3302600) по состоянию на 03.09.1998 г. права Назмутдиновой М.П, <дата обезличена> г.р., на какие-либо объекты недвижимого имущества на территории Томской области не зарегистрированы. В соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (выписка от 02.10.2009 г. № 01/068/2009-874) за Назмутдиновой М.П., <дата обезличена> г.р., сведений о наличии права собственности на недвижимое имущество нет. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец Назмутдинова М.П. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ней жилого помещения, что ответчиками не оспаривалось. Не имеет Назмутдинова М.П. и недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, что подтверждается представленными документами, которым судом дана надлежащая оценка. Занимаемое Назмутдиновой М.П. жилое помещение не принадлежит ей, что подтверждено в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 части 2 названной статьи установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Следовательно, при сложившихся обстоятельствах Назмутдиновой М.П. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 названного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1). В силу ч. 1 ст. 3 настоящего закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 статьи 3 данного закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. Согласно ст. 4 этого закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 3 ст. 3). Согласно ст. 8 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону Муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 918000 рублей. Таким образом, при сложившихся обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Назмутдиновой М.П. об обязании предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска не ниже установленных социальных норм по г. Томску, подлежат удовлетворению в части требований, предъявленных к Администрации г. Томска. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Назмутдинова М.П. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Назмутдинова М.П. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина. Требования Назмутдиновой М.П., предъявленные к Администрации Томской области удовлетворению не подлежат, поскольку она надлежащим ответчиком по данному иску не является. Кроме того, исковые требования Назмутдиновой М.П. к Администрации Томской области не подлежат удовлетворению и в силу того, что ни федеральным законодательством, ни законодательством Томской области не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному гражданину, ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей либо лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Следовательно, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного лица и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Назмутдиновой М.П. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено статьей 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Доводы представителя администрации г. Томска о том, что денежных средств (субвенций) на приобретение жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, недостаточно, и из-за их отсутствия администрация г. Томска не может исполнить в полном объеме возложенные на неё государственные полномочия по обеспечению жильем, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Назмутдиновой М.П к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично. Обязать администрацию г. Томска предоставить Назмутдиновой М.П, <дата обезличена> года рождения, вне очереди на территории г. Томска жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 квадратных метров. В удовлетворении требований Назмутдиновой М.П к Администрации Томской области отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. <данные изъяты> Председательствующий: (подпись) Е.Н. Лысых Копия верна Судья Е.Н. Лысых