решение по делу № 2-2382/11 вступило в законную силу 26.11.2011



Дело № 2-2382/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ходус Ю.А.,

с участием прокурора Истомина С.С.,

при секретаре Даниловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна «ПР-10 «Буммер» как маломерного, с присвоением номера РТЖ 00-76 и выдаче судового билета от 15.10.2010 серии <номер обезличен> об обязании отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно «ПР-10 «Буммер» с регистрационным номером РТЖ 00-76. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна в Томском сельском инспекторском отделении – структурным подразделением отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области (далее органах ГИМС МЧС России по Томской области) не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Как следует из регистрационной карточки – заявления судовладельца мощность двигателя судна составляет 180 л.с., что превышает 55 киловатт (75,78 л.с.). Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование данного суда в целях мореплавания. Согласно требованию ст. 16 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Тем самым, регистрация судна как маломерного, по мнению заявителя, не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Истомин С.С., заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, изложенных в заявлении.

В судебном заседании представители органа, чьи действия обжалуются - Центра ГИМС МЧС России по Томской области - Букин Е.Н., действующий на основании доверенности, полагал, что требования подлежат удовлетворению, поскольку действительно при регистрации данного судна была неправильно указан район и условия плавания, а также неправильно присвоен класс судна

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Астрофарма» Юдин А.Ю., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения заявления, пояснил что при регистрации судна ими предполагалась цель его использование – мореплавание, поскольку при выдаче судового билета указанная цель была прописана, незаконной регистрацию они не считают.

В судебном заседании заинтересованное лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обского Управления государственного речного надзора Ермаков В.Я., действующий на основании доверенности, доводы заявителя поддержал.

Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ч.1 ст.45, ч.1 ст.254 ГПК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2010 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании решения должностных лиц органов государственной власти.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ходе судебного заседания установлено, что Центром ГИМС МЧС России по Томской области на основании заявления директора ООО «Астрофарма» произведена регистрация судна «ПР-10 «Буммер»» с присвоением номера РТЖ 00-76.

На основании совершенных регистрационных действий 15.10.2010 должностным лицом Центра ГИМС МЧС России по Томской области судовладельцу выдан судовой билет серии <номер обезличен>.

Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Центре ГИМС МЧС России по Томской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и судовой книге.

Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ, Распоряжением Правительства РФ от 03.05.2005 №532-р, Правилами государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 №144, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт осуществляется в государственном судовом реестре РФ Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно ч. 4 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, не указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то правительством РФ, Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.

Согласно п.5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов., судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

Из представленной в суд регистрационной карточки-заявления судовладельца мощность двигателя судна, принадлежащего ООО «Астрофарма» составляет 180 л.с., что превышает 55 киловатт (74,78 л.с.).

Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование суда в целях мореплавания, а в графе район и условия плавания указано: ВВП (внутренние водные пути).

При регистрации судна в качестве маломерного ООО «Астрофарма» в заявлении не указало район и условия плавания – морские пути, указан район и условия плавания – внутренние водные пути, в связи с чем доводы представителя заинтересованного лица ООО «Астрофарма» об обратном суд признает необоснованными.

Отнесение судна к классу прогулочных при его техническом освидетельствовании и указание об этом в технических документах на судно, не влечет его автоматического отнесения к классу морских судов, используемых на морских путях.

Таким образом, суд соглашается с мнением представителя истца о том, что принадлежащее ООО «Астрофарма» судно вопреки вышеприведенным требованиям законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, незаконно Центром ГИМС МЧС России по Томской области отнесено по признаку мощности главного двигателя к маломерным и зарегистрировано в качестве такового, с последующей выдачей судового билета.

О незаконности принятого решения о регистрации данного судна в качестве маломерного свидетельствует и присвоенный класс сдуну в акте технического освидетельствования, где указана формула класса 1.1.2В.12.132,4 поскольку также предполагает его использование во внутренних водных путях.

В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт (74. 8 л.с), суда смешанного (река – море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов РФ. Надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в силу положений ч.2 ст.36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Таким образом, судно «ПР-10 «Буммер» подлежит техническом надзору Российскому Речному Регистру, а не органам ГИМС.

Согласно п. 5.1., 5.2. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 №136, освидетельствование судов Российским Речным Регистром в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности Российского Речного Регистра. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт является объектами. классификационной деятельности Речного Регистра, однако судно «ПР-10 «Буммер» не прошло освидетельствование в Российском Речном Регистре.

Пунктом 145 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 №129, определено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

В соответствии с абзацем 2 ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Из п. 4 вышеуказанных правил следует, что к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода.

Кроме того, маломерные суда не предъявляются Российский Речной Регистр, следовательно, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдается.

Тем самым, регистрация судна, принадлежащего ООО «Астрофарма», как маломерного не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Таким образом, решение Томского сельского инспекторского отделения - структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна «ПР-10 «Буммер» как маломерного, сопровождающееся выдачей судового билета маломерного судна и допущением к управлению лиц, имеющих удостоверение на право управление маломерным судном, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна «ПР-10 «Буммер» как маломерного, с присвоением номера РТЖ 00-76, принадлежащего ООО «Астрофарма», и выдаче судового билета серии <номер обезличен> от 15.10.2010 незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем указанное судно подлежит снятию с регистрационного учета.

На основании изложенного заявление Томского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета удовлетворить.

Признать незаконным решение Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна «ПР-10 «Буммер» с номером РТЖ 00-76, принадлежащего ООО «Астрофарма», в качестве маломерного.

Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный ООО «Астрофарма» 15.10.2010.

Обязать Томское сельское инспекторское отделение – структурное подразделение отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять судно «ПР-10 «Буммер» с номером РТЖ 00-76, принадлежащее ООО «Астрофарма», с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий                          (подпись) Ю.А. Ходус

Мотивированный текст решения изготовлен <дата обезличена>