решение по делу № 2-2381/11 вступило в законную силу 25.11.2011



Дело № 2-2381/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи               Ходус Ю.А.,

с участием прокурора                              Истомина С.С.,

при секретаре                                 Даниловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по ТО по регистрации судна «Виктория СЛБ-7» как маломерного, с присвоением номера Р 16-18 ТЖ и выдаче судового билета от 21.06.2011 г. серии Д <номер обезличен> и об обязании отдела ГИМС ГУ МЧС России по ТО снять с учета судно «Виктория СЛБ-7» с регистрационным номером Р 16-18 ТЖ. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна в Томском сельском инспекторском отделении – структурным подразделением отдела ГИМС ГУ МЧС России по ТО (далее органах ГИМС МЧС России по ТО) не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Как следует из регистрационной карточки – заявления судовладельца мощность двигателя судна составляет 70 л.с., однако, согласно имеющегося судового билета прежнего судовладельца мощность двигателя составляет 75 л.с., что превышает установленный максимум 74,78 л.с. (55 киловатт). Справка об уменьшении мощности двигателя до 70 л.с., выданная ООО «Моторист+» не является техническим документом, подтверждающим обоснованность уменьшения мощности двигателя. Инспекторский состав ГИМС МЧС России по ТО незаконно произвел регистрацию судна «Виктория СЛБ-7», как маломерного судна. В связи с тем, что самоходные судна внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт (74,8 л.с.), суда смешанного (река-море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов РФ, судно «Виктория СЛБ-7» подлежит техническому надзору Российскому Речному Регистру, а не органам ГИМС. Таким образом, решение Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС МЧС России по ТО о регистрации судна «Виктория СЛБ-7» как маломерного, сопровождающееся выдачей судового билета маломерного судна и допущением к управлению лиц, имеющих удостоверение на право управления маломерным судном, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях РФ. Заявитель просит признать незаконным решение Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС МЧС России по ТО о регистрации судна «Виктория СЛБ-7» как маломерного с присвоением номера Р16-18 ТЖ; признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный 21.06.2011 Красильникову О.А.; обязать отдел ГИМС МЧС России по ТО снять с регистрационного учета судно «Виктория СЛБ-7» с регистрационным номером Р16-18 ТЖ.

В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Истомин С.С., заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, изложенных в заявлении.

В судебном заседании представитель органа, чьи действия обжалуются - Центра ГИМС МЧС России по Томской области, а также представитель Томского сельского отделения Центра ГИМС МЧС России по Томской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании заинтересованное лицо Красильников О.А. возражал против удовлетворения заявления, суду пояснил, что изначально мощность двигателя была 90 л.с., ее уменьшили для того что бы зарегистрировали судно в органах ГИМС.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обского Управления государственного речного надзора Ермаков В.Я., действующий на основании доверенности, доводы заявителя поддержал.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ч.1 ст.45, ч.1 ст.254 ГПК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2010 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип об оспаривании решения должностных лиц органов государственной власти.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В ходе судебного заседания установлено, что Центром ГИМС МЧС России по Томской области на основании заявления Красильникова А.Ю. произведена регистрация судна «Виктория СЛБ-7» с присвоением номера Р 16-18 ТЖ.

На основании совершенных регистрационных действий 21.06.2011 г. должностным лицом Центра ГИМС МЧС России по Томской области судовладельцу выдан судовой билет серии <номер обезличен>.

Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Центре ГИМС МЧС России по Томской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и судовой книге.

Из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ, распоряжения Правительства РФ от 03.05.2005 №532-р, Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 №144, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт осуществляется в Государственном судовом реестре РФ Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно ч. 4 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, не указанных в п.1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то правительством РФ. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.

Согласно п.5 положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции но маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов., судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

Из регистрационной карточки-заявления судовладельца Красильникова О.А., судового билета <номер обезличен> судовладельца Красильникова О.А. следует, что мощность двигателя К161, заводской номер 936, судна «Виктория СЛБ-7», бортовой номер Р 16-18 ТЖ составляет 70 л.с. Однако, согласно имеющегося судового билета <номер обезличен> прежнего судовладельца ФИО6 мощность двигателя К161, заводской номер 936, составляет 75 л.с., что превышает установленный максимум - 74,78 л.с. (55 киловатт).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суду представлена справка ООО «Моторист+» из которой следует, что двигатель К161, заводской номер 936 был отрегулирован, его мощность соответствует 70 л.с. Данная справка не может быть принята судом в качестве доказательства мощности двигателя, т.к. суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие у данного общества лицензии на осуществлении деятельности, указанной в справке. Кроме того, из представленных материалов дела следует, что уменьшение мощности двигателя судна произошло с нарушение п. 4.1.20 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом министра речного флота РСФСР № 2 от 03.01.1973 года.

Таким образом суд приходит к выводу, что мощность двигателя судна «Виктория» составляет 75 л.с., следовательно, регистрация вышеуказанного судна ГИМС МЧС России по ТО как маломерного не правомерна.

В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт (74. 8 л.с), суда смешанного (река – море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов РФ. Надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в силу положений ч.2 ст.36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Таким образом, судно «Виктория СЛБ-7» подлежит техническом надзору Российскому Речному Регистру, а не органам ГИМС.

Согласно п. 5.1., 5.2. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 №136, освидетельствование судов Российским Речным Регистром в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности Российского Речного Регистра. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт является объектами. классификационной деятельности Речного Регистра, однако судно «Виктория СЛБ-7» не прошло освидетельствование Российском Речном Регистре.

Пунктом 145 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 №129, определено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при это они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

В соответствии с абзацем 2 ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Из п. 4 вышеуказанных правил следует, что к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода.

Кроме того, маломерные суда не предъявляются Российский Речной Регистр, следовательно, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдается.

Таким образом, решение Томского сельского инспекторского отделения - структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна «Виктория СЛБ-7» как маломерного, сопровождающееся выдачей судового билета маломерного судна и допущением к управлению лиц, имеющих удостоверение на право управление маломерным судном, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования Томского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным решения ГИМС ГУ МЧС Росси по ТО о регистрации судна «Виктория СЛБ-7», признании недействительным судового билета и снятии судна с регистрационного учета подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна, признании недействительным судового билета и снятии судна с регистрационного учета удовлетворить.

Признать незаконным решение Томского сельского инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна «Виктория СОБ-7» как маломерного с присвоением номера Р 16-18 ТЖ.

Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный 21.06.2011 Красильникову О.А.

Обязать отдел ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно «Виктория СЛБ-7» с регистрационным номером Р 16-18 ТЖ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий                        (подпись) Ю.А. Ходус

Мотивированный текст решения изготовлен <дата обезличена>.