на момент размещения решение по делу №2-2485/11 не вступило в законную силу



Дело № 2-2485/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бутенко Г.Е.

при секретаре Орловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Терчанян Н.И. об оспаривании действий Администрации Ленинского района г. Томска по демонтажу металлического гаража,

УСТАНОВИЛ:

Терчанян Н.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Ленинского района г. Томска, указывая в обоснование заявленных требований, что ею был размещен металлический гараж в дворовой части жилого дома <адрес обезличен>. Гараж определен родовыми признаками – коричнево-бордового цвета, размером 6 м на 3,5 м, имеет калитку, в калитке врезные два замка, закрывается на один замок, на калитке имеется ручка металлическая с деревянной вставкой, внутри имеются полки с левой стороны, внутреннее пространство окрашено серебряным цветом. В гараже имеется имущество, которое ей принадлежит. Гараж принадлежит ей на праве собственности с мая 1994 года, с этого же времени он находится на данной территории дворовой части жилого дома <номер обезличен>. Гаражом она пользуется два раза в неделю, поэтому регулярно посещает его и производит осмотр. 29.08.2011 примерно в 19.00 час. она была в гараже и забирала стеклянные банки и резину от машины. Вечером следующего дня 30.08.2011 обнаружила пропажу гаража из дворовой части жилого дома <адрес обезличен>. В линейке гаражей не хватало двух гаражей, в том числе и ее гаража. Она вынуждена была обратиться в Ленинское отделение полиции города Томска с заявлением о краже гаража. 01.09.2011 она обратилась в Администрацию Ленинского района, /должность обезличена/ ФИО4 объяснил, что снос производит Администрация, всех уведомили о производстве демонтажа и искать гаражный бокс необходимо по адресу: <адрес обезличен>. По данному адресу она обнаружила свой гараж с размещенным на нем извещением от 29.08.2011 о необходимости в срок до 30.08.2011 года освободить гараж от личных вещей и материальных ценностей для свободного доступа должностным лицам Администрации Ленинского района в гараж. В случае неисполнения требования о добровольном демонтаже указанного объекта, принудительное освобождение территории состоится 30.09.2011 в 09.00 час. Считает, что действия органа местного самоуправления Администрации Ленинского района г.Томска не соответствуют закону, а именно нарушили ее права и свободы. В нарушение постановления от 20.04.2010 № 345 (в редакции от 28.12.2010 № 1407) «Об утверждении положения «О порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов» в добровольном порядке демонтировать гараж в дворовой части жилого дома <адрес обезличен> ей никто не предлагал, как собственника гаража, никто не оповестил на основании какого документа производится снос гаражей, ей не были предъявлены акт и требование, копия письменного требования не была размещена на фасаде гаража. Указывает, что незаконными действиями по демонтажу гаража из дворовой части жилого дома по <адрес обезличен> на стоянку по адресу: <адрес обезличен> без надлежащего соблюдения порядка, утвержденного постановлением мэра г. Томска, Администрация Ленинского района г. Томска создала препятствия по ocyщecтвлeнию ее права на владение, пользование и распоряжение собственностью. Ссылаясь на ст.ст. 222 ГК РФ, ст.ст. 254, 256, 258 ГПК РФ, заявитель просит признать действия Администрации Ленинского района по демонтажу металлического гаража коричнево-бордового цвета, размером 6 м на 3,5 м с металлической ручкой, имеющий в калитке две прорези под внутренние замки, закрывающийся на один замок (нижний), внутренний пол из деревянных досок, незаконными и устранить допущенные в связи с этим препятствия к осуществлению ею своих прав по пользованию металлическим гаражом. Вернуть гараж со стоянки по <адрес обезличен> на территорию земельного участка по <адрес обезличен>.

В судебном заседании Терчанян Н.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что 29.08.2011 в 19.00 час. она заходила в гараж, но никаких извещений о демонтаже не было ни на одном гараже. Предполагает, что извещение о демонтаже гаража было размещено на ее гараже 30.08.2011 утром, в момент проведения демонтажа. Считает, что Администрация Ленинского района г. Томска демонтажом металлического гаража нарушила ее права, своевременно не приняв мер по обнаружению его собственника. В акте о сносе гаража указаны только представители Администрации Ленинского района, т.е. лица, заинтересованные в сносе гаража, незаинтересованные лица при этом не присутствовали. Распоряжение Главы Администрации от 09.08.2011 № 476 не было размещено на гаражах. В нарушение Положения о порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов информация о демонтаже гаражей по <адрес обезличен> не опубликована в официальных средствах массовой информации не позднее 7 календарных дней до дня демонтажа. Не оспаривала, что гараж был установлен самовольно, без решения Администрации Ленинского района г. Томска о предоставлении земельного участка (места) для размещения объекта.

Представитель администрации Ленинского района г. Томска Юдина Н.В., действующая на основании доверенности № 1 от 31.12.2010 сроком полномочий до 31.12.2011, возражала против удовлетворения требований Терчанян Н.И., по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что земельный участок по <адрес обезличен> находится в муниципальной собственности, металлические гаражи по указанному адресу были размещены без правоустанавливающих документов на землю, лиц, самовольно разместивших гаражи, установить не удалось, поэтому 22.07.2011 администрацией Ленинского района г. Томска владельцам металлических гаражей были предъявлены требования об освобождении самовольно занятого земельного участка. Информация о необходимости демонтажа гаражей была размещена на официальном портале муниципального образования «Город Томск». В связи с тем, что владелец гаража не предпринял мер к его демонтажу, <дата обезличена> администрацией района был произведен демонтаж гаража. Демонтированный металлический гараж в соответствии с распоряжением администрации помещен на специализированную стоянку по адресу: <адрес обезличен>. Полагала, что в ходе демонтажа самовольно размещенного временного объекта – гаража, Администрацией Ленинского района г. Томска не было допущено существенного нарушения порядка, предусмотренного постановлением Администрации г. Томска от 20.04.2010 № 345.

Представитель администрации г. Томска Осипов А.О., действующий на основании доверенности от 01.02.2011 № 458, полагал требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы, изложенные представителем Администрации Ленинского района г. Томска. Дополнительно пояснил, что земельный участок, на котором был расположен гараж, является муниципальной собственностью, действия Администрации Ленинского района г. Томска по демонтажу гаража не нарушают прав заявителя, поскольку металлический гараж является самовольно расположенным объектом.

Выслушав объяснения представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст. ст. 8, 35 ч. 1 и 2).

Согласно ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В силу части 3 статьи 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основании федерального закона.

В силу ст. 35 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Правом распоряжаться земельными участками наделены их собственники или лица, уполномоченные ими (ст. 264 ГК РФ).

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу положений статей 11 и 29 ЗК РФ решение вопросов в области использования охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящими в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из смысла и содержания указанных норм материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, установленного ст. 29 ЗК РФ.

В случае, если возникновение права на земельный участок связано с заключением договора (приобретение в собственность, в аренду), к действиям уполномоченных органов по предоставлению участка следует отнести заключение соответствующего договора с гражданином, т.к. без этого действия использование участка приобретателем невозможно.

В силу ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 38, 40 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения об Администрации Ленинского района города Томска, утвержденного Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000 (в ред. от 02.08.2011), Администрация Ленинского района Города Томска является территориальным органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации Города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории - Ленинского района Города Томска.

Согласно пунктам 2.1, 3.1.3, 3.1.4 Положения предметом деятельности администрации района является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов организации контроля и исполнения на территории района муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Томск»; она обеспечивает соблюдение правил благоустройства и санитарного содержания на территории района, разрабатывает планы благоустройства территории района и осуществляет контроль их исполнения; обеспечивает освобождение самовольно занятых территорий общего пользования на территории района.

На основании изложенного, нельзя согласиться с доводами представителя Администрации Ленинского района г. Томска о том, что она не является органом местного самоуправления и действия Администрации не могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ.

Из пояснений заявителя, договора купли-продажи от 15.05.1994 следует, что в мае 1994 года Терчанян Н.И. (Цымбалова) приобрела у ФИО1 металлический гараж, который разместила в дворовой части жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. С указанного времени она пользовалась гаражом. 30.08.2011 Администрацией Ленинского района г. Томска гараж был демонтирован и вывезен на стоянку по адресу: <адрес обезличен>. Заявитель считает, что своими действиями Администрация Ленинского района г. Томска нарушила ее права по владению и пользованию гаражом.

Из акта № 115 от 22.07.2011 об обнаружении факта самовольного размещения объекта следует, что /должность обезличена/ ФИО3 установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес обезличен> (усл.) расположен самовольно размещенный объект - металлические гаражи, правообладатель объекта не установлен. В акте указано, что копия письменного требования о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта от 22.07.2011 со сроком исполнения до 05.08.2011 размещена на фасаде объекта без направления по почте в связи с невозможностью установления правообладателя объекта. Указанное подтверждено в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО4.

В соответствии с пунктами 1.2., 2.1. Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением мэра г. Томска от 04.09.2007 № 536 (в ред. от 25.07.2011 № 782), металлические гаражи относятся к временным (некапитальным) объектам. Размещение и эксплуатация временных объектов осуществляется на основании муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта); протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица; паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).

В судебном заседании заявитель Терчанян Н.И. не оспаривала, что металлический гараж был установлен ею самовольно, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без решения Администрации г. Томска о предоставлении земельного участка (места) для размещения объекта. Договора аренды земельного участка, на котором расположен гараж, не заключалось, паспорта на временный объект она не имеет.

Контроль соблюдения установленного порядка размещения временных объектов на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляют администрации районов города Томска (п. 4.1 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск»).

Согласно пункту 4.4. органы администрации Города Томска выдают обязательные предписания гражданам и юридическим лицам об устранении допущенных нарушений при размещении временных объектов в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами администрации Города Томска, в том числе об освобождении самовольно занятого участка земли

Согласно пункту 1.2. Положения о порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов, утвержденного Постановлением Администрации г. Томска от 20.04.2010 № 345, самовольно размещенный объект - объект, установленный (размещенный) на земельном участке (территории муниципального образования «Город Томск»), не отведенных для этих целей в установленном порядке, а также установленный (размещенный) с нарушением действующих правил его размещения. Металлический гараж, принадлежащий Терчанян Н.И., относится к таким объектам, что ею не оспаривалось в судебном заседании.

При обнаружении факта самовольного размещения объекта должностным лицом уполномоченного органа администрации города Томска составляется акт об обнаружении объекта согласно приложению № 1 к настоящему положению. Содержание акта подробно регламентировано (п.2.1.1 Положения).

Представленный администрацией Ленинского района г. Томска акт обнаружения факта самовольного размещения объекта от 22.07.2011 № 115 соответствует Приложению № 1 к Положению.

Пунктом 2.1.2 Положения предусмотрено, что должностное лицо уполномоченного органа администрации города Томска принимает меры к установлению лица, самовольно разместившего объект, и уведомляет его о необходимости демонтажа объекта и освобождения самовольно занятого земельного участка (территории) в добровольном порядке путем направления (вручения) письменного требования по форме согласно приложению 2 к настоящему положению. Срок демонтажа самовольно размещенного объекта в добровольном порядке определяется должностным лицом уполномоченного органа в письменном требовании с учетом вида и технических характеристик объекта, характера и сложности работ по его демонтажу и освобождению территории и не может превышать 1 месяца с момента вручения лицу письменного требования либо с момента направления указанного требования по почте в соответствии с пунктом 2.1.4 настоящего положения. В указанном акте срок добровольного демонтажа был определен до 05.08.2011.

Согласно пункту 2.1.4 Положения требование о демонтаже объекта выдается лицу, самовольно разместившему объект, под роспись или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если лицо, самовольно разместившее объект, не установлено, копия письменного требования размещается на фасаде объекта, о чем должностным лицом уполномоченного органа делается соответствующая отметка в акте об обнаружении объекта.

Как установлено судом, на дату вынесения письменного требования собственник гаража установлен не был. Требование было размещено на фасаде гаража, владельцем которого Терчанян Н.И. указывает себя. Указанное подтверждается фототаблицей к акту от 22.07.2011 № 115. Поэтому показания свидетеля ФИО2 о том, что в июле 2011 года на гараже не размещалось никаких объявлений о демонтаже гаражей, судом не принимаются, как противоречащие письменным материалам дела.

В п. 2.1.4. Положения также указано, что произвести демонтаж самовольно размещенного объекта в требовании обязывается лицо, самовольно разместившее указанный объект, без указания фамилии, имени и отчества физического лица или наименования юридического лица. Кроме того, информация о демонтаже самовольно размещенного объекта, в отношении которого не установлено лицо, самовольно его разместившее, размещается на официальном сайте администрации города Томска и публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее 7 календарных дней до дня демонтажа объекта, указанного в требовании.

Данное положение указано с целью доступа к информации лиц, разместивших объекты, но не пользующихся ими.

Доводы заявителя Терчанян Н.И. о том, что в средствах массовой информации не было размещено сообщение о демонтаже самовольно размещенного объекта не могут быть приняты судом во внимание, поскольку информация о демонтаже самовольно размещенного объекта размещена на официальном портале МО «Город Томск», что подтверждается представленными доказательствами. Возможное отсутствие публикации в СМИ (газетах) никоим образом не нарушает права Терчанян Н.И. и не может быть признано существенным нарушением Положения о порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов.

Согласно пункту 2.2.1. Положения в случае, если лицо, самовольно разместившее объект, не установлено или в установленный ему срок не исполнило требование о демонтаже объекта в добровольном порядке, решение о демонтаже объекта принимается Главой администрации соответствующего района в 3-дневный срок со дня истечения установленного срока добровольного демонтажа объекта. Решение о демонтаже принимается в форме распоряжения (п. 2.2.2). Аналогичные нормы содержатся в Административном регламенте по реализации на территории Ленинского района города Томска постановления администрации города Томска от 20.04.2010 № 345 «Об утверждении положения «О порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов».

Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 09.08.2011 №476 отделу контроля застройки и землепользования поручено организовать в установленном порядке освобождение территории по адресу: <адрес обезличен> (условно), имущество, обнаруженное при освобождении территории, поместить на специализированную стоянку по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно извещению от 29.08.2011, расположенному на фасаде гаража, владельцу гаража было предписано в срок до 30.08.2011 до 09.00 час. освободить временный объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен> (условно) от личных вещей и материальных ценностей. На момент сноса предоставить должностным лицам администрации района свободный доступ в металлический гараж. В извещении также указано, что в случае неисполнения требований администрации о добровольном демонтаже указанного объекта, принудительное освобождение территории состоится 30.08.2011 в 9.00 час.

Как следует из акта о демонтаже самовольно размещенного объекта от 30.08.2011, требование о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта от 22.07.2011 №115 в установленный срок не исполнено, в связи с этим произведен демонтаж гаража. Демонтированный металлический гараж, в соответствии с распоряжением администрации, помещен на специализированную стоянку по адресу: <адрес обезличен>.

Таким образом, суд считает, что Администрация Ленинского района г. Томска имела право в пределах предоставленных ей полномочий осуществить действия по сносу металлического гаража, поскольку соблюден весь предусмотренный нормативными актами порядок, добровольный демонтаж металлического гаража владельцем Терчанян Н.И. в установленный срок произведен не был.

Доводы Терчанян Н.И. о том, что на гараже до 30.08.2011 не размещалось никаких объявлений, требований о необходимости его демонтажа противоречат письменным материалам дела и показаниям свидетеля ФИО4.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

Существенного несоблюдения установленного порядка судом не установлено.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Частью 3 статьи 17 Конституции РФ провозглашено, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Терчанян Н.И., расположив металлический гараж на земельном участке, ей не принадлежащем, нарушила права муниципального образования «Город Томск» и действующее законодательство о земле.

Таким образом, действия администрации Ленинского района города Томска по демонтажу металлического гаража не могут нарушать права заявителя, поскольку она расположила временный объект – металлический гараж – в нарушение действующего законодательства, самовольно заняв земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, поэтому обязана была демонтировать объект в добровольном порядке за собственный счет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Терчанян Н.И. о признании незаконными действий Администрации Ленинского района г. Томска по демонтажу металлического гаража коричнево-бежевого цвета, размером 6 м на 3,5 м, с металлической ручкой, имеющего в калитке две прорези под внутренние замки, закрывающийся на один замок (нижний), с внутренним полом из деревянных досок и устранении допущенных в связи с этим препятствий к осуществлению права пользования гаражом, возврате гаража со стоянки на территорию земельного участка по <адрес обезличен> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий Г.Е. Бутенко

Копия верна: Судья Г.Е. Бутенко

Секретарь Е.А. Орлова