решение по делу №2-2652/2011 не вступило в законную силу



Дело № 2–2652/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Юровского И.П.,

при секретаре                                Шушаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять данное судно с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна «марка1» как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен> и по выдаче судового билета от 24.08.2010 серии <номер обезличен>, а также об обязании отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно «марка1» с регистрационным номером <номер обезличен>. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна в Северном инспекторском отделении – структурном подразделении отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области (далее органах ГИМС МЧС России по Томской области) не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Как следует из регистрационной карточки – заявления судовладельца мощность двигателя судна составляет 100 л.с, что превышает 55 киловатт (75,78 л.с). Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование данного судна в целях мореплавания. Согласно требованию ст. 16 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Тем самым, регистрация судна как маломерного, по мнению заявителя, не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

С учетом уточнения заявленных требований Томский транспортный прокурор просит признать незаконным решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации катера «марка1» как маломерного судна с присвоением регистрационного номера <номер обезличен>; признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный 24.08.2010; обязать Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно «марка1» с регистрационным номером <номер обезличен>.

В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Ескина Т.Ю., заявленные требования поддержала, основываясь на доводах, изложенных в уточненном заявлении.

Представитель органа, чьи действия обжалуются - Центра ГИМС МЧС России по Томской области - Амосенко А.В., действующий на основании доверенности, полагал, что требования подлежат удовлетворению, поскольку действительно при регистрации данного судна были неправильно указаны район и условия плавания, а также неправильно присвоен класс судна.

Представитель отдела ГИМС МЧС России по Томской области Рассомахин С.И., считал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ермаков В.Я, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо Никитин Н.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании решения должностных лиц органов государственной власти.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ходе судебного заседания установлено, что Северным инспекторским отделением – структурным подразделением центра ГИМС МЧС России по Томской области на основании заявления Никитина Н.Н. произведена регистрация судна «марка1» с присвоением номера <номер обезличен>.

На основании совершенных регистрационных действий 24.08.2010 должностным лицом – государственным инспектором по маломерным судам Северного инспекторского отделения Центра ГИМС МЧС России по Томской области судовладельцу выдан судовой билет серии <номер обезличен>.

Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Северном инспекторском отделении – структурном подразделении Центра ГИМС МЧС России по Томской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации и судовой книге.

Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.05.2005 № 532-р, Правилами государственной регистрации судов, утвержденными приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт осуществляется в государственном судовом реестре Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно ч. 4 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, не указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации, Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.

Согласно п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

Как видно из представленной в суд регистрационной карточки-заявления судовладельца мощность двигателя судна, принадлежащего Никитину Н.Н., составляет 100 л.с, что превышает 55 киловатт (74,78 л.с).

Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование судна в целях мореплавания, а в графе район и условия плавания указано: ВВП и ВП (внутренние водные пути и водные пути).

При регистрации судна в качестве маломерного Никитин Н.Н. в заявлении не указал район и условия плавания – морские пути, а указал район и условия плавания – внутренние водные пути и водные пути.

Указание в регистрационной карточке-заявлении судовладельца в графе «тип и модель» <данные изъяты> «марка1», не влечет его автоматического отнесения к классу морских судов, используемых на морских путях.

Таким образом, суд соглашается с мнением представителя истца о том, что принадлежащее Никитину Н.Н. судно вопреки вышеприведенным требованиям законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, незаконно Северным инспекторским отделением – структурным подразделением Центра ГИМС МЧС России по Томской области отнесено к маломерным и зарегистрировано в качестве такового, с последующей выдачей судового билета.

В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт (74.78 л.с), суда смешанного (река – море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Таким образом, судно «марка1» подлежит техническом надзору Российским Речным Регистром, а не органам ГИМС.

Согласно п. 5.1., 5.2. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного приказом Минтранса России от 01.11.2002 № 136, освидетельствование судов Российским Речным Регистром в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности Российского Речного Регистра. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт является объектом классификационной деятельности Речного Регистра, однако судно «Волга» не прошло освидетельствование в Российском Речном Регистре.

Пунктом 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 14.10.2002 № 129, определено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Из п. 4 вышеуказанных правил следует, что к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода.

Кроме того, маломерные суда не предъявляются в Российский Речной Регистр, следовательно, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдается.

Тем самым, регистрация судна, принадлежащего Никитину Н.Н., как маломерного не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Таким образом, решение Северного инспекторского отделения - структурного подразделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна «Волга» как маломерного, сопровождающееся выдачей судового билета маломерного судна и допущением к управлению лиц, имеющих удостоверение на право управления маломерным судном, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна «марка1» как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен>, принадлежащего Никитину Н.Н, и выдаче судового билета серии <номер обезличен> от 24.08.2010 незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем указанное судно подлежит снятию с регистрационного учета.

В соответствии с приказом ГУ МЧС России по Томской области № 526 от 15.11.2010 Северное инспекторское отделение является структурным подразделением Центра ГИМС МЧС России по Томской области.

Согласно Уставу ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», утвержденному приказом МЧС России № 612 от 18.10.2011, Центр ГИМС России по Томской области осуществляет в том числе: контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах; контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами; классификация маломерных судов, государственная регистрация, учет, техническое освидетельствование маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдача судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные судна; ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании и т.д. (п. 2.2).

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что требования Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения Центра ГИМС МЧС России по Томской области заявлены законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять данное судно с регистрационного учета удовлетворить.

Признать незаконным решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации <данные изъяты> «марка1» с номером <данные изъяты>, принадлежащего Никитину Н.Н., в качестве маломерного.

Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный Никитину Н.Н. 24.08.2010.

Обязать Северное инспекторское отделение – структурное подразделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять судно «марка1» с номером <номер обезличен>, принадлежащее Никитину Н.Н., с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья: (подпись) И.П. Юровский