Решение по делу №2-2657/2011 вступило в законную силу.



Дело № 2-2657/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Лысых Е.Н.,

при секретаре Лавреновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета,

установил:

Томский транспортный прокурор в окончательном варианте исковых требований обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна <данные изъяты> как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен> и выдаче судового билета от <дата обезличена> серии <номер обезличен> и об обязании отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно <данные изъяты> с регистрационным номером <номер обезличен>. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна в Северном инспекторском отделении – структурным подразделением отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области (далее органах ГИМС МЧС России по Томской области) не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. В соответствии с п. 22. Правил, регистрационная карточка – заявления судовладельца, а для используемых в целях мореплавания прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более – и копии правоустанавливающих документов, указанные в пп. 3 и 4 п. 18 Правил, хранятся в карточке в органе государственной регистрации. Указанные документы в карточке Северного инспекторского отделения отсутствуют, соответственно процедура регистрации не отвечает установленным требованиям закона.

В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Ескина Т.Ю., заявленные требования поддержала, основываясь на доводах, изложенных в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Центра ГИМС ГУ МЧС России по ТО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании 09.12.2011 представители органа, чьи действия обжалуются - Центра ГИМС МЧС России по Томской области - Амосенко А.В. и Рассомахин С.И., действующие на основании доверенности, заявленные требования прокурора признали, указав, что регистрация была не законной, поскольку инспектор, производивший регистрацию, не истребовал у заявителя Ивачева Н.В. правоустанавливающие документы на судно и мотор.

Заинтересованное лицо Ивачев Н.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обского Управления государственного речного надзора Ермаков В.Я., действующий на основании доверенности, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В судебном заседании 09.12.2011 доводы заявителя поддержал.

Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Томской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта установлено, что Центром ГИМС МЧС России по Томской области на основании заявления Ивачева Н.В. произведена регистрация судна <данные изъяты> с присвоением номера <номер обезличен>.

На основании совершённых регистрационных действий <дата обезличена> должностным лицом Центра ГИМС МЧС России по Томской области судовладельцу выдан судовой билет серии <номер обезличен>.

Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Центре ГИМС МЧС России по Томской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ государственные речные судоходные инспекции осуществляют государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов, независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

Согласно ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

В силу п. «б» ч. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.204 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» названная служба при реализации своих полномочий осуществляет разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственную речную судоходную инспекцию.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ» поименованная инспекция осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

- самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограммов, байдарок менее 150 килограммов и надувных безмоторных лодок менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;

- прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания.

Часть 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утверждённых приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 500 установлено, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

- самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водные мотоциклы и несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн ( кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограмм, байдарок менее 150 килограмм и надувных безмоторных судов менее 226 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

- прогулочные суда пасажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания.

В судебном заседании установлено, что мотор, используемый на судне <данные изъяты> - борт. <номер обезличен> является подвесным, следовательно подлежит регистрации в органах ГИМС.

Согласно п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной регистрации по маломерным судам, утвержденных МЧС России от 29.06.2005 №500, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченных им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ, и следующих документов:

1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленною образна, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма тля физического липа и приложение N 5 - форма для юридического лица):

2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (представителя) и для иностранных граждан пли для лиц без гражданства, постоянно проживающих па территории Российской Федерации, вид па жительство;

3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:

справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии одна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра иди реестром (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством РФ;

4) подлинников и копий технических паспортов па судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже иди акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;

5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

В соответствии с п. 22. Правил, регистрационная карточка – заявления судовладельца, а для используемых в целях мореплавания прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более – и копии правоустанавливающих документов, указанные в пп. 3 и 4 п. 18 Правил, хранятся в карточке в органе государственной регистрации.

В ходе проверки, проведенной транспортной прокуратурой выявлены следующие нарушения Правил государственной регистрации маломерных судов:

В нарушение п.п. 18 и 22 Правил, при регистрации катера <данные изъяты> - борт. <номер обезличен> не истребовались и не хранятся в картотеке Северного инспекторского отделения подлинники и копии технических паспортов на судно и подвесной лодочный мотор с отметками торгующих организаций о продаже.

Указанные документы в карточке Северного инспекторского отделения отсутствуют, согласно ответу, данному отделом ГИМС, при регистрации судна указанные документы не истребовались, соответственно процедура регистрации не отвечает установленным требованиям закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна <данные изъяты> как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен>, принадлежащего Ивачеву Н.В., и выдаче судового билета серии <номер обезличен> от <дата обезличена> незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного заявление Томского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд,

решил:

Заявление Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета удовлетворить.

Признать незаконным решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна <данные изъяты> с номером <номер обезличен>, принадлежащего Ивачеву Н.В., в качестве маломерного.

Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный Ивачеву Н.В. <дата обезличена>.

Обязать ФГУ центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять судно <данные изъяты> с номером <номер обезличен>, принадлежащее Ивачеву Н.В., с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий (подпись) Е.Н. Лысых

Копия верна Судья Е.Н. Лысых