решение по делу № 2-2649/11 вступило в законную силу 29.12.2011



Дело № 2-2649/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Вотиной В.И.

при секретаре Поварёнкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что Северным инспекторским отделением (<данные изъяты>) – структурным подразделением ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» на основании заявления директора ООО «Томскнефтегазпереработка» произведена регистрация судна – <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>. На основании совершенных регистрационных действий 10.10.2007 должностным лицом – государственным инспектором по маломерным судам ГИМС России по Томской области (Северного инспекторского отделения) судовладельцу выдан судовой билет <данные изъяты>. Данное решение не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Согласно проектным характеристикам /судно/ является нефтеналивной и соответственно должна быть зарегистрирована в органах Российского Речного Регистра, а не в органах ГИМС. Кроме того, в нарушение требований п.п. 18, 22 Правил государственной регистрации маломерных судов в картотеке Северного инспекторского отделения отсутствовали копии технических документов на /судно/, а также заявление судовладельца о регистрации указанного судна. При таких обстоятельствах решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна в качестве маломерного с выдачей судового билета является незаконным. Ссылаясь на ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254-258 ГПК РФ, с учетом уточнений заявленных требований заявитель просит: признать незаконным решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>; признать недействительным судовой билет <данные изъяты>, выданный 10.10.2007; обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» снять с учета судно – <данные изъяты> с регистрационным номером <номер обезличен>.

В судебном заседании представитель заявителя – помощник Томского транспортного прокурора Ескина Т.Ю. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям с учетом их уточнений.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Томскнефтегазпереработка» Новикова Ю.А., действующая на основании доверенности от 05.12.2011, требования Томского транспортного прокурора признала в полном объеме, о чем представила суду оформленное письменно заявление, из которого следует, что данное признание сделано добровольно, ей разъяснено, что в случае признания заявленных требований суд может вынести решение об удовлетворении заявления о признании незаконным решения о регистрации судна – <данные изъяты>.

Представитель заинтересованного лица – Обского УГРН Ространснадзора Ермаков В.Я., действующий на основании доверенности от 03.10.2011, требования Томского транспортного прокурора признал в полном объеме, о чем представил суду оформленное письменно заявление, из которого следует, что данное признание сделано добровольно, ему разъяснено, что в случае признания заявленных требований суд может вынести решение об удовлетворении заявления о признании незаконным решения о регистрации судна – <данные изъяты>.

Представитель заинтересованного лица – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», действующий на основании доверенности от 05.12.2011, требования Томского транспортного прокурора признал в полном объеме, о чем представил суду оформленное письменно заявление, из которого следует, что данное признание сделано добровольно, ему разъяснено, что в случае признания заявленных требований суд может вынести решение об удовлетворении заявления о признании незаконным решения о регистрации судна – <данные изъяты>.

Представитель заинтересованного лица Отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело отсутствие представителя Отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, с учетом имеющихся материалов дела считает заявление Томского транспортного прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе иск признать. Согласно ч. 2 данной статьи суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Из материалов дела следует, что произведенная регистрация судна – <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен> и выдачей судового билета <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, регистрация такого судна должна быть произведена в органах Российского Речного Регистра, а не в органах ГИМС, в нарушение требований Правил государственной регистрации маломерных судов в картотеке Северного инспекторского отделения, которым произведена регистрация судна, при проверке отсутствовали копии технических документов на /судно/, а также заявление судовладельца о её регистрации. При таких обстоятельствах решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – <данные изъяты> в качестве маломерного с выдачей судового билета является незаконным.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2010 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании решения должностных лиц органов государственной власти.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и судовой книге, государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ, Распоряжением Правительства РФ от 03.05.2005 № 532-р, Правилами государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт осуществляется в государственном судовом реестре РФ Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно ч. 4 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, не указанных в п.п. 1, 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то правительством РФ. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.

Согласно п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов., судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

Как следует из регистрационной карточки-заявления судовладельца грузоподъёмность /судна/, бортовой номер <номер обезличен>, составляет 100 тонн, что превышает установленный максимум 80 тонн.

В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ несамоходные судна внутреннего плавания с грузоподъемностью более 80 тонн подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов РФ. Надзор за безопасностью эксплуатации таких судов в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, в связи с чем судно – <данные изъяты> подлежит регистрации в органах Российского Речного Регистра, а не в органах ГИМС.

Согласно п.п. 5.1., 5.2. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 № 136, освидетельствование судов Российским Речным Регистром в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности Российского Речного Регистра. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт является объектами классификационной деятельности Речного Регистра, однако судно – <данные изъяты> не прошло освидетельствование в Российском Речном Регистре.

В соответствии с абзацем 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Из п. 4 указанных правил следует, что к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода.

Кроме того, маломерные суда не предъявляются в Российский Речной Регистр, следовательно, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдается.

Тем самым, регистрация по заявлению ООО «Томскнефтегазпереработка» судна – <данные изъяты> как маломерного не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Таким образом, решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен> нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен> и выдачей судового билета <номер обезличен> незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем указанное судно подлежит снятию с регистрационного учета.

На основании изложенного заявление Томского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Томского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>.

Признать недействительным судовой билет <номер обезличен>, выданный 10.10.2007 г.

Обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» снять с учета судно – <данные изъяты> с регистрационным номером <номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий     подпись В.И. Вотина          

Копия верна.

Судья