Дело № 2-2640/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года г.Томск Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Щеголевой Н.М., с участием прокурора Ескиной Т.Ю., представителя ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» Амосенко А.В., действующего по доверенности от 05.12.2011г., представителя Обского Управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ермакова В.Я., действующего по доверенности №4 от 03.10.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета, установил: Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения заявления, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» о регистрации катера «<данные изъяты>» в качестве маломерного, с присвоением номера <номер обезличен>, и выдаче судового билета от <дата обезличена> серии <данные изъяты>, признании недействительным судового билета, и понуждении снять судно с регистрационного учета. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна Северным инспекторским отделением – структурным подразделением ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Как следует из регистрационной карточки – заявления судовладельца мощность двигателя судна составляет 75 л.с., что превышает 55 киловатт (74,78 л.с.). Из справки Обского Управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о мощности двигателя следует, что данное судно имеет двигатель мощностью 133 л.с. Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование данного суда в целях мореплавания. Согласно требованию ст. 16 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Также прокурором указано на нарушение требовании п.п.18,20 Правил государственной регистрации маломерных судов о порядке регистрации маломерных судов, отсутствие в картотеке Северного инспекторского отделения копий правоустанавливающих документов, на основании которых была произведена регистрация судна. Тем самым, регистрация судна как маломерного, сопровождающаяся выдачей судового билета маломерного судна и допущением к управлению лиц, имеющих удостоверение на право управления маломерным судном, по мнению заявителя, не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Ескина Т.Ю. заявленные требования поддержала, основываясь на доводах, изложенных в заявлении. Также пояснила, что по результатам проведенной проверки Начальнику отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности на водном транспорте, законодательства о регистрации маломерных судов. Представление прокурора удовлетворено. В судебном заседании представители органа, чьи действия обжалуются, ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» Амосенко А.В. с заявленными прокурором требованиями согласился, указав, что работниками Северного инспекторского отделения при регистрации указанного прокурором судна были допущены нарушения, на которые обоснованно указаны прокурором. Представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обского Управления государственного речного надзора Ермаков В.Я. в судебном заседании доводы заявителя поддержал. Указал на несоответствие мощности двигателя, указанной в регистрационной карточке, его фактической мощности в соответствии с техническими характеристиками завода-изготовителя. Пояснил, что фактическая мощность двигателя, установленного на судне, принадлежащем Вертееву А.Г., составляет 98 кВт (133 л.с.). Заинтересованное лицо Вертеев А.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В соответствии с требованиями ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Томской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта установлено, что Северным инспекторским отделением ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» на основании заявления Вертеева А.Г. произведена регистрация судна «<данные изъяты>» с присвоением номера <номер обезличен>. На основании совершённых регистрационных действий <дата обезличена> должностным лицом судовладельцу выдан судовой билет серии <данные изъяты>. Суд находит обоснованными доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Северном инспекторском отделении ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ государственные речные судоходные инспекции осуществляют государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов, независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн. Согласно ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации. В силу п. «б» ч. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.204 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» названная служба при реализации своих полномочий осуществляет разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственную речную судоходную инспекцию. Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ» поименованная инспекция осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: - самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограммов, байдарок менее 150 килограммов и надувных безмоторных лодок менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; - прогулочных судов пассажиров вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажиров вместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания. Часть 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утверждённых приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 500 установлено, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: - самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водные мотоциклы и несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн ( кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограмм, байдарок менее 150 килограмм и надувных безмоторных судов менее 226 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; - прогулочные суда пассажиров вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажиров вместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания. Как следует из представленной информации (л.д.29), мощность двигателя судна, принадлежащего Вертееву А.Г., указанного в регистрационной карточке-заявлении судовладельца «<данные изъяты>», составляет 98 кВт (133 л.с.), что превышает 55 киловатт (74,78 л.с.). Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование суда в целях мореплавания. Тем самым, принадлежащее Вертееву А.Г. судно вопреки вышеприведённым требованиям законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, незаконно Северным инспекторским отделением ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» отнесено по признаку мощности главного двигателя к маломерным и зарегистрировано в качестве такового, с последующей выдачей судового билета. Согласно требованиям ст. 17 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Таким образом, судно, принадлежащее Вертееву А.Г., подлежит техническому надзору Российского Речного Регистра (далее РРР). В соответствии с п. 5.1, 5.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 г. N 136, освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности РРР. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главным двигателем мощностью не менее чем 55 киловатт является объектом классификационной деятельности РРР, однако судно «<данные изъяты>» не прошло освидетельствование РРР. Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 г. N 129 утверждены Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, пунктом 145 которых определено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м. от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге (п. 4 упомянутых выше Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации). Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода. Кроме того, маломерные суда не предъявляются РРР, следовательно, не имеют расчёта по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдаётся. Тем самым, регистрация судна, принадлежащего Вертееву А.Г., как маломерного не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц. Согласно п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма для физического лица и приложение N 5 - форма для юридического лица); документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета. Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык). Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом. В соответствии с п. 22 Правил, регистрационная карточка - заявление судовладельца, а для используемых в целях мореплавания прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 кВт и более - и копии правоустанавливающих документов, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 18 Правил, хранятся в картотеке в органе государственной регистрации. Указанные документы в картотеке Северного инспекторского отделения отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Северным инспекторским отделением ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» по регистрации судна «<данные изъяты>» как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен> принадлежащего Вертееву А.Г., и выдаче судового билета серии <данные изъяты> от <дата обезличена> незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц. На основании изложенного заявление Томского транспортного прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета удовлетворить. Признать незаконным решение Северного инспекторского отделения ФГУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна «<данные изъяты>» с номером <номер обезличен>, принадлежащего Вертееву А.Г. в качестве маломерного. Признать недействительным судовой билет серии <данные изъяты>, выданный Вертееву А.Г. <дата обезличена>. Обязать ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области» снять судно «<данные изъяты>» с номером <номер обезличен>, принадлежащее Вертееву А.Г., с регистрационного учета. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья И.А. Фёдорова