Решение по делу №2-2536/11 вступило в законную силу



Дело № 2-2536/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011г. г.Томск

Ленинский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Щеголевой Н.М., с участием представителя ответчика - Администрации Томской области Шапаревой М.А., действующей на основании доверенности №59 от 02.08.2011г., представителя ответчика Администрации ЗАТО Северск Осиной Ю.А., действующей на основании доверенности №01/2710 от 28.12.2010г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мокеевой К.В. к Администрации Томской области, Администрации ЗАТО Северск о предоставлении жилого помещения,

установил:

Мокеева К.В. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации ЗАТО Северск о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что имеет статус сироты, <данные изъяты>. Ее мать ФИО1 была лишена родительских прав по решению Томского районного суда от 29.03.1995, отец был записан со слов матери, Постановлением Администрации Томского района от 22.09.1994 г. за № 156-к, она была признана сиротой, находилась на полном государственном обеспечении и воспитывалась в ОГОУ Уртамская специализированная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>, которую окончила в <дата обезличена>. Затем окончила ПУ <номер обезличен> в <дата обезличена>. На период обучения, учебные заведения снабжали ее койко-местом в общежитии. После окончания ПУ <номер обезличен> она оказалась без жилья. Постановлением Администрации Томского района № 156-к за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>. Однако этот дом был снесен, что подтверждается письмом Администрации ЗАТО Северск за № 04-01-2845 от 21.08.2008 г. Она обратилась за решением своего жилищного вопроса в Администрацию ЗАТО Северск и была включена в список учета детей-сирот, для получения жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время ее очередь по списку <номер обезличен>, что подтверждается справкой Администрации ЗАТО Северск от 29.06.11 г. за № 16-01-7/3164. Однако эта очередь не движется, жилье ей вне очереди не предоставлено. Регистрации (прописки) у нее нет. Своего жилья не имеет, что подтверждается Сведениями от 10.06.2011 г.за № 7934901 и Уведомлением УФСГРКиК по Томской области от 10.06.2011 г. №01/247/2011-300. Неоднократно обращалась в Администрацию ЗАТО Северск, Администрацию Томской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Просила обязать ответчиков Администрацию Томской области и Городской округ ЗАТО Северск за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, предоставить ей вне очереди на условиях социального найма, жилое помещение на внегородской территории Городского округа ЗАТО Северск, не ниже установленных социальных норм по данному округу.

Мокеева К.В., извещенная о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика – Администрации Томской области Шапарева М.А. в судебном заседании против удовлетворения иска Мокеевой К.В. к Администрации Томской области возражала. Полагала, что Администрация Томской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу; обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на Администрацию ЗАТО Северск.

Представитель ответчика – Администрации ЗАТО Северск Осина Ю.А. против удовлетворения иска Мокеевой К.В. возражала. Не оспаривала, что Мокеева К.В. имеет права на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Администрации ЗАТО Северск были совершены мероприятия, направленные на покупку жилого помещения на территории ЗАТО Северск на сумму субвенции из областного бюджета для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Муниципальному образованию «городской округ - закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» на 2011 год Законом установлена субвенция в размере 527 000 рублей, на 2012 год в размере 561 000 рублей, на 2013 год в размере 612 000 рублей. Администрация ЗАТО Северск в целях реализации Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» обратилось с заявкой на участие в открытом аукционе в электронной форме. Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся, так как на участие в аукционе не было подано ни одной заявки от участников размещения заказа. Кроме того, согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по ЗАТО по состоянию на 12.09.2011 Мокеева К.В. имеет порядковый номер <номер обезличен>. Среди лиц, окончивших образовательные учреждения в <дата обезличена>, Мокеева К.В. имеет право на предоставление жилого помещения в третьем порядке, исходя из даты постановки ее на учет нуждающихся.

Выслушав пояснения представителей ответчиков, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мокеевой К.В. к Администрации ЗАТО Северск о предоставлении жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а в удовлетворении иска к Администрации Томской области должно быть отказано, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно свидетельству о рождении <номер обезличен> от <дата обезличена> родителями Мокеевой К.В. являются ФИО1 и ФИО2. Решением Томского районного суда от 29.03.1995г. ФИО1 была лишена родительских прав. Справкой отдела ЗАГС г.Северска №480 от 20.11.1998г. подтверждается, что сведения об отце в свидетельстве о рождении Мокеевой К.В. записаны со слов матери.

Постановлением Администрации Томского района № 156-к от 22.09.1994 г. Мокеева К.В. была определена на полное государственное обеспечение. Согласно справке №71 от 29.08.2008г. воспитывалась в ОГОУ Уртамская специализированная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>, которую окончила в <дата обезличена>. (Свидетельство <номер обезличен> от 16.06. 2008 г.), затем закончила <данные изъяты> в <дата обезличена>. (Свидетельство <номер обезличен> от <дата обезличена>).

Постановлением Администрации Томского района № 156-к от 22.09.1994 г. за Мокеевой К.В. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>. Однако этот дом был снесен, что подтверждается письмом Администрации ЗАТО Северск за № 04-01-2845 от 21.08.2008 г. На момент рассмотрения дела судом в силу Постановления Администрации Томского района №150-к от 22.12.2011г. п.3 Постановления Администрации Томского района № 156-к от 22.09.1994 о закреплении за Мокеевой К.В. жилого помещения признан утратившим силу.

Таким образом, Мокеева К.В. осталась без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении, не имеет закрепленного жилого помещения. Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 10.06.2011 г.за № 7934901 и Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 10.06.2011 г. <номер обезличен> подтверждается отсутствие в собственности Мокеевой К.В. жилого помещения.

Согласно справке Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск от 29.06.11 г. за <номер обезличен> Мокеева К.В. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет по внегородским территориям ЗАТО Северск с 21 мая 2007 года, по состоянию на 01.01.2011г. номер учета льготный -<номер обезличен>.

Таким образом, Мокеева К.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п.п.2,3 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-0З (в ред. от 05.08.2011) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Жилые помещения указанным в п.2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями) (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны: осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом; исполнять нормативные правовые акты органов исполнительной власти Томской области по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет); за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст.3 Закона).

Субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ч.2 ст.6 Закона).

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация ЗАТО Северск.

Согласно пунктам 2, 3 Постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 20.05.2008 № 835 «Об установлении расходного обязательства городского округа ЗАТО Северск Томской области» Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск (УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск) уполномочено осуществлять: приобретение в муниципальную собственность жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств субвенции областного бюджета Томской области, по норме предоставления в соответствии с действующим законодательством; учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Законом Томской области от 08.06.2005 № 91-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также из их числа, принятым на учет в городском округе ЗАТО Северск, путем заключения договоров социального найма.

Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (статья 4, таблица 28, приложение 16 Закона) установлено распределение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Муниципальному образованию «городской округ - закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» на 2011 год установлена субвенция в размере 527 000 рублей, на 2012 год в размере 561 000 рублей, на 2013 год в размере 612 000 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.

Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Мокеева К.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.

Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005г. №73/7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 14,0 квадратным метрам общей площади на одного человека.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Мокеевой К.В. заявлены требования о возложении на ответчика обязанности предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение на внегородской территории городского округа ЗАТО Северск, не ниже установленных социальных норм по данному округу.

Суд находит требования Мокеевой К.В. к Администрации ЗАТО Северск законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Оснований для удовлетворения требований Мокеевой К.В. в Администрации Томской области не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мокеевой К.В. к Администрации ЗАТО Северск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию ЗАТО Северск предоставить Мокеевой К.В. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение на внегородской территории городского округа ЗАТО Северск общей площадью не менее 14,0 кв.м.

В удовлетворении исковых требований Мокеевой К.В. к Администрации Томской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Фёдорова