решение по делу № 2-49/12 не вступило в законную силу



Дело № 2-49/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Вотиной В.И.

при секретаре Поварёнкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. в окончательном варианте заявленных требований обратились в суд с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указав в обоснование исковых требований, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № 94 от 22.06.2010 Охрименко Г.Е. является нанимателем <данные изъяты> квартиры <номер обезличен> по <адрес обезличен>, принадлежащей Министерству обороны Российской Федерации. Наймодателем этого жилого помещения является ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны РФ. Данная квартира была предоставлена ему на семью в составе жены Охрименко Н.Г. и дочери Охрименко В.Г. Приняв решение о приватизации указанного жилого помещения, 19.08.2011 они обратились в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ с заявлением о передаче квартиры им (Охрименко Г.Е. и Охрименко Н.Г., т.к. Охрименко В.Г. дала нотариально удостоверенное согласие на приватизацию квартиры без её участия) в собственность, однако получили отказ со ссылкой на то, что в настоящее время нормативная база по приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Минобороны РФ находится на стадии разработки и утверждения, полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ не делегированы, в связи с чем процедуру приватизации необходимо осуществить в судебном порядке. Истцы считают, что поскольку занимаемая ими квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», они имеют право получить её в собственность в порядке приватизации и, ссылаясь на ст.ст. 2, 8 названного Закона, просят признать за каждым из них в порядке приватизации право общей долевой собственности в размере 1/2 доли на указанную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Истцы Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, о чём каждый представил оформленное письменно заявление, указав, что исковые требования поддерживает с учетом их уточнений.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки представителя суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, что поскольку в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты по приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Минобороны РФ находится на стадии разработки и утверждения, полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ не делегированы, законных оснований для удовлетворения исковых требований Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. не имеется.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав в письменном отзыве на исковое заявление, что Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области не может являться стороной по данному делу, поскольку у него отсутствуют полномочия в отношении спорного объекта недвижимости.

Представители привлеченных по ходатайству ответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ в качестве соответчиков по делу Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, 2-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили, об уважительных причинах неявки представителей суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, <данные изъяты> (Охрименко) В.Г. в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что против заявленных Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. требований не возражает.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. по следующим основаниям.

В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями от 11.06.2008) предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести указанные жилые помещения в собственность. Данное положение не противоречит ст. 218 ГК РФ (основания приобретения права собственности).

В соответствии со ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В судебном заседании установлено, что истцы являлись военнослужащими, Охрименко Г.Е. с 1982 года, Охрименко Н.Г. с 1994 года. Охрименко Г.Е. был уволен из кадров Вооруженных Сил в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его военной службы в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении при увольнении по состоянию на 22.08.2010 составляет 28 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются послужными списками Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. от 30.12.2009, выпиской из послужного списка Охрименко Г.Е., выданной отделом ВКТО по городу Томск, выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> № 163 от 10.08.2010.

Согласно положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что истцу Охрименко Г.Е. в установленном Министерством обороны РФ порядке в 2010 году на семью из трёх человек была предоставлена двухкомнатная квартира <номер обезличен> по <адрес обезличен>, принадлежащая Российской Федерации и находящаяся в оперативном управлении ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны РФ, объекты недвижимого имущества которого в связи с реорганизацией были переданы ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от16.12.2011 № 01/417/2011-578, свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2010, выпиской из ЕГРЮЛ (справка от 13.01.2012), сообщением ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны РФ от 28.06.2010 № 906.

22.06.2010 ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны РФ с Охрименко Г.Е. заключен договор социального найма жилого помещения № 94 на квартиру <номер обезличен> по <адрес обезличен>, из п. 3 которого следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются Охрименко Н.Г. и Охрименко В.Г. Согласно справке паспортного стола ООО «Жилсервис ТДСК» от 11.11.2011 по указанному адресу в настоящее время зарегистрирована Охрименко В.Г. Дочь истцов <данные изъяты> (Охрименко) В.Г. от участия в приватизации отказалась, что подтверждается представленным в материалы дела нотариально удостоверенным согласием от 06.10.2010.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Факт отсутствия у истцов Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. в собственности жилых помещений и тот факт, что участия в приватизации каких-либо объектов недвижимого имущества они не принимали, подтверждается представленными в материалы дела справками Администрации Плотниковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 20.01.2011 №№ 108, 109, сообщениями Славгородского отдела Главного управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю от 01.02.2006 №№ 17/002/2006-777, 17/002/2006-778, сообщениями Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области от 19.01.2010 №№ 01/077/2010-307, 01/077/2010-434, справкой Славгородского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 01.07.2010 № 696, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 31.10.2011 №№ 01/372/2011-638, 01/372/2011-639.

Таким образом, Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемое ими жилое помещение – квартиру <номер обезличен> по <адрес обезличен>.

Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как установлено в судебном заседании, объекты недвижимого имущества ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны РФ в связи с реорганизацией переданы ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, из письменных возражений которого следует, что уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации (на территории Томской области – через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ), касающиеся предоставления жилья документы в ходе реорганизации были переданы 2-му отделу ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ.

Суд считает, что указанные обстоятельства не являются основанием для отказа Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. в безвозмездном получении в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения и не должны повлечь для них неблагоприятных последствий.

Жилое помещение, о признании права собственности на которое в порядке приватизации просят истцы, не имеет статус служебного и не находится в закрытом военном городке, истец Охрименко Г.Е. имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, препятствий для передачи в собственность занимаемого им и его женой Охрименко Н.Г. по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, ответчики на таковые также не ссылались.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В силу подп. «б» п. 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Таким образом, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. о признании за каждым из них в порядке приватизации права общей долевой собственности в размере 1/2 доли на квартиру <номер обезличен> по <адрес обезличен> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Охрименко Г.Е., Охрименко Н.Г. удовлетворить.

Признать за Охрименко Г.Е. право общей долевой собственности в порядке приватизации на 1/2 долю <данные изъяты> квартиры <номер обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по <адрес обезличен>.

Признать за Охрименко Н.Г. право общей долевой собственности в порядке приватизации на 1/2 долю <данные изъяты> квартиры <номер обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по <адрес обезличен>.

Решение является основанием для прекращения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 70-70-01/163/2010-143 о регистрации права собственности Российской Федерации на <данные изъяты> квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.И. Вотина