Дело № 2-163/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Вотиной В.И. при секретаре Поваренкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Агзямовой К.Н. к Администрации Томской области, к Администрации г. Томска, Администрации Ленинского района г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма, УСТАНОВИЛ: Агзямова К.Н. в окончательном варианте заявленных требований обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска, Администрации Ленинского района г. Томска,указав, что она (ранее <данные изъяты> К.Н.) относится к лицам, оставшимся без попечения родителей. Её отец ФИО3 лишен в отношении неё родительских прав. Её мать ФИО16 03.05.2007 была осуждена к восьми годам лишения свободы. С 16.11.2007 она находилась в ОГУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Луч» г. Томска. С 17.12.2008 она находилась под опекой ФИО10, проживающей по адресу: <адрес обезличен>. В 2010 году она закончила обучение в школе № 2 <данные изъяты>, 09.06.2010 вышла замуж за ФИО11, 27.07.2010 родила ребенка. В настоящее время она занимается уходом за ребенком, её муж работает в г. Томске. Своего жилья у неё нет и никогда не было, на данный момент проживать ей негде. С 2008 года она неоднократно пыталась подать документы на получение жилья и только в 2011 году после обращения в СМИ была признана нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к числу категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, и включена в общие списки учета за № 2913, в льготные – за № 155. Ссылаясь на Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит обязать ответчиков предоставить ей вне очереди жилое помещение на условиях социального найма, путем обеспечения передачи Администрацией Томской области муниципальному образованию «Город Томск» финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению её жилым помещением, и обязания Администрации г. Томска обеспечить её вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 кв.м по месту принятия её на учет Администрацией Ленинского района г. Томска как нуждающейся в жилом помещении. В судебное заседание истец Агзямова К.Н. и её представитель Денде Л.В., действующий на основании доверенности от 16.01.2012, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили суду оформленные письменно заявления, в которых указали, что исковые требования поддерживают. Ранее в судебном заседании истец поддержала иск по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что её супруг своего жилья не имеет, в настоящее время они проживают в г. Томске в однокомнатной квартире его брата, в которой также проживает жена брата и их двое детей. Представитель ответчика Администрации Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В ранее представленном суду письменном отзыве представитель ответчика указал, что Администрация Томской области считает заявленные истцом требования необоснованными, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку в случае недостаточности выделенных субвенций (финансовых средств) на приобретение жилого помещения из числа детей-сирот либо лиц, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению детей-сирот либо детей, Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что по сути иска Администрация г. Томска возражений не имеет. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, равно как и статус сироты, а также статус лица из их числа, подлежат снятию с учета, если родитель, осужденный к лишению свободы, освободился из мест отбывания наказания. Представитель ответчика Администрации Ленинского района г. Томска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее представленном суду письменном отзыве на исковое заявление о внеочередном предоставлении Агзямовой К.Н. жилого помещения просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полномочия администрации района не входит, в связи с чем Администрации Ленинского района г. Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле. Исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Агзямовой К.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из свидетельства о рождении <номер обезличен> следует, что /данные изъяты/ К.Н. родилась <дата обезличена>, её отцом является ФИО3, матерью – ФИО16. Решением Ленинского районного суда г. Томска от 11.11.2008 ФИО3, <дата обезличена> года рождения, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери /данные изъяты/ К.Н., <дата обезличена> года рождения. Приговором Ленинского районного г. Томска от 03.05.2007 ФИО16, <дата обезличена> года рождения, осуждена по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Согласно постановлению Тобольского городского суда Тюменской области от 05.12.2011 ФИО16 освобождена из мест лишения свободы условно-досрочно на не отбытый срок <данные изъяты> по указанному приговору суда. Из справки ОГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Луч» г. Томска» от 16.01.2012 (исх. № 06) следует, что /данные изъяты/ К.Н., <дата обезличена> года рождения, проживала на полном государственном обеспечении в составе воспитанников Центра с 16.11.2007 по 17.12.2008, с 17.12.2008 была передана под опеку. Согласно постановлению главы Администрации Ленинского района г. Томска от 17.12.2008 № 716-о над воспитанницей ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Луч» г. Томска» /данные изъяты/ К.Н., <дата обезличена> года рождения, установлено попечительство. Попечителем назначена ФИО10, проживающая по адресу: <адрес обезличен>. При разрешении вопроса о попечительстве установлено, что отец /данные изъяты/ К.Н. – ФИО3 решением суда от 11.11.2008 лишен в отношении неё родительских прав, мать /данные изъяты/ К.Н. – ФИО16 находится в местах лишения свободы. Как следует из аттестата об основном общем образовании 42 БВ 0014716, выданного 25.06.2010 МОУ «Общеобразовательная школа № 2» <адрес обезличен> (с приложением), /данные изъяты/ К.Н., <дата обезличена> года рождения, получила основное общее образование в данном учебном заведении. Свидетельством о заключении брака <номер обезличен>, выданным Органом ЗАГС <данные изъяты>, подтверждается, что ФИО11, <дата обезличена> года рождения, и /данные изъяты/ К.Н., <дата обезличена> года рождения, заключили брак 09.06.2010. После заключения брака жене присвоена фамилия Агзямова. Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями, содержащимися в общегражданском паспорте гражданина РФ <данные изъяты>, выданного Агзямовой К.Н. 25.08.2010 отделением УФМС России по <данные изъяты>. Из сообщения Администрации Ленинского района г. Томска от 07.07.2011 № 524/436 следует, что в соответствии с распоряжением главы администрации от 06.07.2011 № 413 Агзямова К.Н. признана нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в общем списке учета - № 2913, в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, – № 155. Следовательно, Агзямова К.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось, равно как и факт отсутствия у Агзямовой К.Н. закрепленного за ней жилья. Отсутствие у истца Агзямовой К.Н. и её мужа ФИО11 зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Томской области от 15.11.2011 № 01/384/2011-870 и от 18.01.2012 № 01/007/2012-440, сведениями о регистрации права собственности № 9412701, выданными ТФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 15.11.2011, сообщением Томского областного центра технической инвентаризации от 23.01.2012 № 38, справками ГП Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» от 13.01.2012 № 7 и № 8, сообщением ТФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 20.01.2012 № Ф-70/177. Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания от 21.01.2009, выданного Отделением УФМС России по <данные изъяты>, Агзямова К.Н., <дата обезличена> года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилоепомещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, ФИО12 должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; на запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст.3 этого Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилогопомещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилыепомещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. В судебном заседании ответчиками не оспаривалось, что в установленном законом порядке ежегодно выделяются субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска. Следовательно, при сложившихся обстоятельствах надлежащим ответчиком по иску Агзямовой К.Н. является Администрация г. Томска. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Агзямовой К.Н. к Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, ФИО12 подлежит обеспечению жилымпомещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Агзямова К.Н. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина. Ссылка представителя Администрации г. Томска на то, что лица, имеющие статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, равно как и имеющие статус сироты, а также статус лица из их числа, подлежат снятию с учета, если родитель, осужденный к лишению свободы, освободился из мест отбывания наказания, состоятельной не является, поскольку истец была на законных основаниях признана лицом, относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в установленном законом порядке она была включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма, а потому освобождение её матери из мест лишения свободы не может ущемлять её законных прав на получение жилья. Требования Агзямовой К.Н., предъявленные к Администрации Томской области и Администрации Ленинского района г. Томска удовлетворению не подлежат, поскольку они надлежащими ответчиками по данному иску не являются. Кроме того, исковые требования Агзямовой К.Н. к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право ФИО12 на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». При этом обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Агзямовой К.Н. удовлетворить частично. Обязать Администрацию г. Томска обеспечить Агзямову К.Н. вне очереди жилым помещением на территории города Томска по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 кв.м. В удовлетворении остальной части требований Агзямовой К.Н. отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий подпись В.И. Вотина . .