решение о делу №2-350/2012 не вступило в законную силу



Дело № 2-350/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи               Ходус Ю.А.,

с участием прокурора                              Истомина С.С.,

при секретаре                                 Даниловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по ТО по регистрации судна - плавучего нефтепричала как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>, признании недействительным судового билета серии <номер обезличен>, выданного 14.10.2008 и обязании центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно- плавучий нефтепричал с регистрационным номером <номер обезличен>. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна в Северном инспекторском отделении – структурным подразделением отдела ГИМС ГУ МЧС России по ТО не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Как следует из регистрационной карточки-заявления судовладельца грузоподъемность плавучего нефтепричала, бортовой номер <номер обезличен> составляет 78 тонн. Согласно данных, представленных Российским Речным Регистром указанное судно, первоначально являлось нефтеналивной баржей, предназначенной для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 60 С, грузоподъемностью 100 тонн. В ходе проверки установлено, что документы, указанные в п.4 п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500 в картотеке Северного инспекторского отделения отсутствуют. В нарушение требований п.2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, п. 1.2 Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, утвержденными Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №498, п.2.1 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №501, п.3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 №835, инспекторский состав ГИМС МЧС России по Томской области незаконно произвел регистрацию судна (плавучего нефтепричала) как маломерного судна. В соответствии со ст.35 КВВТ РФ данное судно подлежит техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в силу положений ч.2 ст.36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Кроме того, представителем ООО «Газтранссервис» указанное судно 08.10.2010 зарегистрировано в органах Российского Речного Регистра, и соответственно не должно быть зарегистрировано в органах ГИМС. Таким образом, решение Северного инспекторского отделения - структурного подразделения центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации плавучего нефтепричала как маломерного судна, сопровождающееся выдачей судового билета маломерного судна и допущением к управлению лиц, имеющих удостоверение на право управление маломерным судном является незаконным. Заявитель просит признать незаконным решение Северного инспекторского отделения -структурного подразделения центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна - плавучего нефтепричала как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>, признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный 14.10.2008, обязать центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно - плавучий нефтепричал с регистрационным номером ТЕ 00-11.

В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Истомин С.С., заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, изложенных в заявлении.

Заинтересованные лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ч.1 ст.45, ч.1 ст.254 ГПК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2010 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип об оспаривании решения должностных лиц органов государственной власти.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В ходе судебного заседания установлено, что Северным инспекторским отделением (п. Каргасок)-структурным подразделением центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области на основании заявления представителя ООО «Газтранссервис» произведена регистрация несамоходного судна - плавучий нефтепричал с присвоением номера <номер обезличен>.

На основании совершенных регистрационных действий 14.10.2008 должностным лицом - государственным инспектором по маломерным судам ЕИМС МЧС России по Томской области (Северного инспекторского отделения) судовладельцу выдан судовой билет серии <номер обезличен>.

Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Центре ГИМС МЧС России по Томской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 17 КВВТ РФ, Распоряжением Правительства РФ от 03.05.2005 №532-р, Правилами государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001т№ 144, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

В соответствии с ч.4 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.

Согласно п.5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах.

Как следует из регистрационной карточки-заявления судовладельца грузоподъемность плавучего нефтепричала, бортовой номер <номер обезличен> составляет 78 тонн.

Согласно данных, представленных Российским Речным Регистром указанное судно, первоначально являлось нефтеналивной баржей, предназначенной для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 60 С, грузоподъемностью 100 тонн.

В соответствии с п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса РФ, и следующих документов: заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма для физического лица и приложение N 5 - форма для юридического лица); документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретении судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной
постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих
организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на
судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с
техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным)
данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по
маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за
государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой установлено, что документы, указанные в п.4 п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500 в картотеке Северного инспекторского отделения отсутствуют.

Доказательств обратного лицом, чье решение обжалуется в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Суд приходит к выводу, что заявителем доказано, что в нарушение требований п.2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, п. 1.2 Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, утвержденными Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №498, п.2.1 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №501, п.3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 №835, инспекторский состав ГИМС МЧС России по Томской области незаконно произвел регистрацию судна (плавучего нефтепричала) как маломерного судна.

В соответствии со ст.35 КВВТ РФ данное судно подлежит техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в силу положений ч.2 ст.36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В ходе судебного заседания нашло подтверждение, что представителем ООО «Газтранссервис» указанное судно 08.10.2010 зарегистрировано в органах Российского Речного Регистра, и соответственно не должно быть зарегистрировано в органах ГИМС.

Таким образом, решение Северного инспекторского отделения -структурного подразделения центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна - плавучего нефтепричала как маломерного с присвоением номера ТЕ 00-11, сопровождающееся выдачей судового билета маломерного судна и допущением к управлению лиц, имеющих удостоверение на право управление маломерным судном, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования Томского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным решения ГИМС ГУ МЧС Росси по ТО о регистрации судна- плавучего нефтепричала как маломерного, признании недействительным судового билета и снятии судна с регистрационного учета подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна, признании недействительным судового билета и снятии судна с регистрационного учета удовлетворить.

Признать незаконным решение Северного инспекторского отделения -структурного подразделения центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна - плавучего нефтепричала как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>.

Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный 14.10.2008.

Обязать центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно
плавучий нефтепричал с регистрационным номером <номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий                     (подпись) Ю.А. Ходус

Мотивированный текст решения изготовлен 15.02.2012 года.