Дело № 2-405/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Лысых Е.Н., с участием: представителя ФКУ Центра ГИМС МЧС России по Томской области Амосенко А.В., при секретаре Лавреновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета, установил: Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна – катера <данные изъяты> как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен> и выдаче судового билета от 07.09.2011 серии <номер обезличен> и об обязании отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с учета судно – катера <данные изъяты> с регистрационным номером <номер обезличен>. Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации судна в Северном инспекторском отделении – структурным подразделением отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области (далее органах ГИМС МЧС России по Томской области) не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. Как следует из регистрационной карточки – заявления судовладельца мощность двигателя судна составляет 75 л.с., что превышает 75,78 л.с. (55 киловатт). Согласно требованию ст. 16 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Тем самым, регистрация судна как маломерного, по мнению заявителя, не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Кроме того, указал, что при регистрации суда, должностным лицом, осуществившим регистрацию, не были проверены полномочия лица, обратившегося с заявлением о регистрации – Зудина А.В., доверенность которого прекратила свое действие на момент постановки судна на учет. В судебное заседание Томский транспортный прокурор не явился, представителя в судебное заседание не направил. В судебном заседании представитель органа, чьи действия обжалуются - ФКУ Центра ГИМС МЧС России по Томской области - Амосенко А.В., действующий на основании доверенности от 05.12.2011, заявленные требования признал, указав, что судно, поставленное на учет Зудиным А.В. имеет мощность двигателя, превышающую 74,78 л.с., что является нарушением правил, кроме того, представленная Зудиным А.В. доверенность, выданная ему в порядке передоверия, истекла на момент его обращения в регистрирующий орган, в связи с чем, должностным лицом ГИМС, в регистрации должно было быть отказано. В судебное заседание заинтересованное лицо Зудин А.В. не явился. У суда отсутствуют данные о его надлежащем уведомлении, в связи с чем, Зудину А.В. назначен адвокат в качестве его представителя, в соответствии со ст. 50 ГПК РФ. Представитель заинтересованного лица Зудина А.В. - адвокат Шнейдер Н.М., назначенная судом в соответствии со ст. 50 ГПК РФ, действующая на основании ордера от 20.02.2012 № 12/535, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку позиция Зудина А.В. относительно заявленных требований ей неизвестна. В судебное заседание заинтересованное лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обского Управления государственного речного надзора не явился. Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Томской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта установлено, что Центром ГИМС МЧС России по Томской области на основании заявления Зудина А.В. произведена регистрация судна – катера <данные изъяты> с присвоением номера <номер обезличен>. На основании совершённых регистрационных действий 07.09.2011 должностным лицом Центра ГИМС МЧС России по Томской области судовладельцу выдан судовой билет серии <номер обезличен>. Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что названное решение о регистрации указанного судна в Центре ГИМС МЧС России по Томской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, обоснованными по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ государственные речные судоходные инспекции осуществляют государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов, независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн. Согласно ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации. В силу п. «б» ч. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» названная служба при реализации своих полномочий осуществляет разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственную речную судоходную инспекцию. Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ» поименованная инспекция осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: - самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограммов, байдарок менее 150 килограммов и надувных безмоторных лодок менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; - прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания. Частью 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утверждённых приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 500 установлено, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: - самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от их мощности, водные мотоциклы и несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн ( кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100 килограмм, байдарок менее 150 килограмм и надувных безмоторных судов менее 226 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; - прогулочные суда пасажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн, используемых в целях мореплавания. Как следует из регистрационной карточки-заявления судовладельца мощность двигателя судна, принадлежащего Зудину А.В. составляет 75 л.с., что превышает 74,78 л.с. (55 киловатт). Кроме того, в регистрационной карточке отсутствует указание на использование суда в целях мореплавания. В представленной карточке имеются сведения, указанные заявителем о предполагаемом месте использования – внутренние водные пути (ВВП). Тем самым, принадлежащее Зудину А.В. судно вопреки вышеприведённым требованиям законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, незаконно Центром ГИМС МЧС России по Томской области отнесено по признаку мощности главного двигателя к маломерным и зарегистрировано в качестве такового, с последующей выдачей судового билета. Согласно требованиям ст. 17 КВВТ РФ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Таким образом, судно, принадлежащее Зудину А.В. подлежит техническому надзору Российского Речного Регистра (далее РРР). В соответствии с п. 5.1, 5.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136, освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности РРР. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главным двигателем мощностью не менее чем 55 киловатт является объектом классификационной деятельности РРР, однако судно – катер <данные изъяты> не прошло освидетельствование РРР. Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 утверждены Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, пунктом 145 которых определено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге (п. 4 упомянутых выше Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации). Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода. Кроме того, маломерные суда не предъявляются РРР, следовательно, не имеют расчёта по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдаётся. Тем самым, регистрация судна, принадлежащего Зудину А.В., как маломерного не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц. Согласно п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной регистрации по маломерным судам, утвержденных МЧС России от 29.06.2005 №500, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченных им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленною образна, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма тля физического липа и приложение N 5 - форма для юридического лица): 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (представителя) и для иностранных граждан пли для лиц без гражданства, постоянно проживающих па территории Российской Федерации, вид па жительство; 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии одна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра иди реестром (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством РФ; 4) подлинников и копий технических паспортов па судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже иди акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета. При регистрации судна 07.09.2011 г. Зудиным А.В. были предоставлены доверенность на право распоряжения судном от 03.08.2006 г. Согласно имеющейся в материалах дела копии указанной доверенности, она выдана ФИО1 03.08.2006 г. сроком до 07.04.2009 г., т.е. срок ее действия на момент обращения с заявлением о регистрации истек. Документы, подтверждающие законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему Зудиным А.В., при регистрации его в качестве маломерного, представлены не были. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области по регистрации судна – катера <данные изъяты> как маломерного, с присвоением номера <номер обезличен>, принадлежащего Зудину А.В. и выдаче судового билета серии <номер обезличен> от 07.09.2011 незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц. На основании изложенного заявление Томского транспортного прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд, решил: Заявление Томского транспортного прокурора о признании незаконным решения Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета и понуждении снять судно с регистрационного учета удовлетворить. Признать незаконным решение Северного инспекторского отделения – структурного подразделения отдела ГИМС ГУ МЧС России по Томской области о регистрации судна - катера <данные изъяты> с присвоением номера <номер обезличен>, в качестве маломерного. Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен> от 07.09.2011, выданный Зудину А.В. Обязать ФКУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области снять с регистрационного учета судно – катер <данные изъяты> с номером <номер обезличен>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. <данные изъяты> Председательствующий (подпись) Е.Н. Лысых