РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи: Юровского И.П., при секретаре: Шушаковой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Администрации Октябрьского района г. Томска к Амирханяну О.Р. о возложении обязанности по демонтажу самовольно установленного объекта, УСТАНОВИЛ: Администрация Октябрьского района г. Томска обратилась в суд с иском к Амирханяну О.Р., в котором, с учетом уточнения требований, просит обязать Амирханяна О.Р. своими силами и за свой счет демонтировать самовольно установленный временный (некапитальный) объект – <данные изъяты>, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, так как данный <данные изъяты> мешает обустроить тротуар по нечетной стороне <адрес обезличен> в <адрес обезличен>. Данный <данные изъяты> является временным объектом. Земельный участок, на котором расположен <данные изъяты>, ответчику под его размещение не предоставлялся, права на данный участок ни за кем не зарегистрированы, разрешение на установку <данные изъяты> ответчику не выдавалось. Истец считает, что данный объект является самовольно установленным. В судебном заседании представитель истца Голубков Д.А., действующий на основании доверенности № 3 от 10.01.2012, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске и пояснил, что земельный участок, на котором расположен <данные изъяты> ответчика, находится в муниципальной собственности. Ответчик Амирханян О.Р. в судебном заседании пояснил, что согласен убрать <данные изъяты>, но для этого ему необходимо разрешение на спил веток дерева, которые мешают работе подъемного крана. Также пояснил, что он не против, если <данные изъяты> демонтирует Администрация, а он оплатит все расходы. Заслушав представителя истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В силу ст. 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Из положений ст. 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Актом осмотра земельного участка от 26.09.2011 подтверждается нахождение на земельном участке по адресу: <адрес обезличен> самовольно размещенного объекта – <данные изъяты>. Из представления прокуратуры Октябрьского района г. Томска №26ж-2011 от 16.02.2011 об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и безопасности дорожного движения следует, что <данные изъяты>, установленный по адресу: <адрес обезличен>, препятствует передвижению граждан по тротуару и вынуждает их двигаться по проезжей части. Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля ФИО1 Согласно заявлению Амирханяна О.Р. от 03.11.2011 на имя главы Администрации Октябрьского района г. Томска, обращению депутата Законодательной Думы Томской области Шутеева О.М. № 164 от 19.10.2011 собственником <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, является ответчик. В соответствии с п. 3.1.1. Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска №1253 от 23.06.2009, полномочия по подготовке проектов решений (муниципальных правовых актов) в области управления и распоряжения земельными участками принадлежит Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска. Из представленного суду ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска № 01-01-19/1117 от 14.02.2012 следует, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен> Амирханяну О.Р. для размещения <данные изъяты> не предоставлялся. Таким образом, суд приходит к выводу, что <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, является самовольно размещенным объектом. В силу п. 1.2 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановления Мэра г. Томска № 536 от 04.09.2007, временными (некапитальными) объектами являются объекты из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений, которые могут быть разобраны и перенесены без значительного ущерба для них, эксплуатация которых осуществляется в режиме временного использования на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности, на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, в том числе объекты, предусмотренные настоящим Положением (далее - временные объекты). Из пояснений представителя истца, ответчика, представленных суду фотографий, следует, что <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, отвечает характеристикам временных объектов. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений. В соответствии с п. 2.1 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановления Мэра г. Томска № 536 от 04.09.2007, размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в п. 2.5 настоящего Положения, осуществляются на основании: муниципального правового акта администрации г. Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта); протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица; паспорта временного объекта (после размещения временного объекта). Ответчиком суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него законных оснований для размещения временного объекта – <данные изъяты> по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии с ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п. 2.1.4 Положения «О порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов», утвержденного постановлением администрации г. Томска № 345 от 20.04.2010, требование о демонтаже объекта выдается лицу, самовольно разместившему объект, под роспись или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если лицо, самовольно разместившее объект, не установлено, копия письменного требования размещается на фасаде объекта, о чем должностным лицом уполномоченного органа делается соответствующая отметка в акте об обнаружении объекта. При этом произвести демонтаж самовольно размещенного объекта в требовании обязывается лицо, самовольно разместившее указанный объект, без указания фамилии, имени и отчества физического лица или наименования юридического лица. Актами осмотра земельного участка от 26.09.2011, от 21.10.2011 подтверждается размещение требования о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта в срок до 12.10.2011 и факт неисполнения указанного требования. В силу п. 4.1. Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением Мэра г. Томска № 536 от 04.09.2007, контроль соблюдения установленного порядка размещения временных объектов на территории муниципального образования "Город Томск", за исключением временных объектов, перечисленных в п. 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 настоящего Положения, осуществляют администрации районов Города Томска. В соответствии с абз. 2 п. 2.1 Положения об Администрации Октябрьского района г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска № 1000 от 15.09.2005, предметом деятельности Администрации Октябрьского района г. Томска является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов организации контроля и исполнения на территории района муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск". Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков может быть понуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно к освобождению земельного участка от самовольно размещенного объекта. Установив указанные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований Администрации Октябрьского района г. Томска. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа «Город Томск» в размере <данные изъяты> рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Администрации Октябрьского района г. Томска к Амирханяну О.Р. о возложении обязанности по демонтажу самовольно установленного объекта удовлетворить. Обязать Амирханяна О.Р. своими силами и за свой счет демонтировать самовольно установленный временный (некапитальный) объект – <данные изъяты>, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>. Взыскать с Амирханяна О.Р. в доход бюджета городского округа «Город Томск» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: (подпись) И.П. Юровский