решение по делу №2-1265/12 от 13.07.2012 не вступило в законную силу



2-1265/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2012 г. Томск

Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего: судьи Федоровой И.А., при секретаре Щеголевой Н.М., при участии помощника Томского транспортного прокурора Цыганкова Н.А., представителя ФКУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области Амосенко А.В., действующего на основании доверенности от 22.05.2012г. сроком действия 1 год, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора о признании недействительным акта технического освидетельствования маломерного судна,     возложении обязанности запретить эксплуатацию маломерного судна до прохождения надлежащего технического освидетельствования,                 

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований, о признании недействительным акта технического освидетельствования маломерного судна от 11.01.2012, выданного Верхнекетским инспекторским участком ФКУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области в отношении маломерного судна индивидуальной постройки 2009 года – катера со стационарным двигателем (мотором) <марка обезличена>, принадлежащего Бугрову В.И., возложении на ФКУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области обязанности запретить эксплуатацию указанного судна до прохождения надлежащего технического освидетельствования. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний» маломерное судно должно было пройти соответствующие испытания для проверки мореходных качеств маломерного судна (плавучести, остойчивости и непотопляемости), однако в акте технического освидетельствования от 11.01.2012 данные сведения отсутствуют. Следовательно, проверка не проводилась. Кроме того, в период с 15.11.2011 по 17.04.2012 согласно гидрологической информации ФГБУ «Томский ЦГМС» был установлен ледостав, в связи с чем, проверка мореходных качеств не могла проводиться в силу естественных причин. Поскольку признание маломерного судна годным к эксплуатации в нарушение процедуры технического освидетельствования посягает на безопасность движения на внутренних водных путях и на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей, может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать акт от 11.01.2012 технического освидетельствования маломерного судна - катера со стационарным двигателем (мотором) <марка обезличена>, принадлежащего Бугрову В.И., недействительным, обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» запретить эксплуатацию маломерного судна - катера со стационарным двигателем (мотором) <марка обезличена> до прохождения надлежащего технического освидетельствования.

В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, изложенных в уточненном заявлении.

Представитель органа, чьи действия обжалуются – ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Томской области - Амосенко А.В. полагал, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку, действительно, при техническом освидетельствовании судна 11.01.2012 не было возможности провести испытания на воде.

Заинтересованное лицо Бугров В.И. в судебное заседание не явился. О месте и времени был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

Суд, в соответствии со ст. 167, 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Бугрова В.И.

Суд, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании решения должностных лиц органов государственной власти.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ходе судебного заседания установлено, что 11.01.2012 государственным инспектором Верхнекетского инспекторского участка ФКУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области ФИО1. было произведено техническое освидетельствование маломерного судна – катера 2009 года постройки со стационарным двигателем (мотором) <марка обезличена>, принадлежащего Бугрову В.В. В результате технического освидетельствования дано заключение судну – годное, на основании чего данное судно получило регистрационный (бортовой) номер <номер обезличен>. В представленном акте технического освидетельствования от 11.01.2012 указано, что остойчивость, непотопляемость и плавучесть судна соответствует техусловиям, графа минимальная высота надводного борта не заполнена.

Суд находит доводы Томского транспортного прокурора о том, что указанный акт технического освидетельствования маломерного судна от 11.01.2012 не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 35 КВВТ РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 следует, что ГИМС осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с п. 2.3, 2.4. Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные приказом №501 от 29.06.2005 МЧС России первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

В связи с тем, что маломерное судно - катер, принадлежащий Бугрову В.И., является судном индивидуальной постройкой, при его освидетельствовании необходимо было провести испытания в соответствии с ГОСТом 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний». Так, согласно п.1.3.3. указанного ГОСТа статическую остойчивость судна проверяют при полном водоизмещении на тихой воде и при глубине, полностью исключающей касание о грунт корпуса или выступающих частей судна, при помощи кренометра, определяющего угол крена и угол входа в воду верхней кромки борта. Непотопляемость проверяется путем заполнения судна водой (п.1.3.4 ГОСТа); минимальная высота надводного борта определяется по чертежу как расстояние по нормали от уровня действующей ватерлинии (п. 1.3.6.6. ГОСТа); проверка скорости хода судна проводится также при полном водоизмещении (п. 1.3.7. ГОСТа). После проведения испытаний результаты испытаний должны быть обработаны, и протоколы испытаний подписаны лицами, их проводившими (пп. 1.4.1., 1.4.2. ГОСТа).

Поскольку данные о проведенных испытаниях в самом акте технического освидетельствования отсутствуют, суд соглашается с мнением прокурора о несоблюдении установленных требований при проведении освидетельствования указанного в заявлении маломерного судна индивидуальной постройки <марка обезличена>.

Кроме того, согласно представленному сообщения ФГБУ «Томский ЦГМС» №399 от 25.04.2012, в период с 15.11.2011 по 17.04.201 на р. Обь – г. Колпашево был установлен ледостав, что делало фактически невозможным проведение соответствующих испытаний.

Также согласно письму ВрИО начальника отдела ГИМС ФИО2 на имя Томского транспортного прокурора от 28.06.2012 №14-12-266 на Колпашевском инспекторском участке отсутствует необходимое оборудование для проведения испытаний, в частности рулетка, динамометры, секундомер, тахометр, кренометры, дифферентометр. Данные сведения подтверждаются и объяснением старшего государственного инспектора по маломерным судам, руководителя группы технического надзора ФИО3 от 26.06.2012г.

В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Согласно п. 3, 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России №502 от 29.06.2005 пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. При плавании на маломерных судах запрещается

управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра).

Таким образом, утверждение акта технического освидетельствования маломерного судна (катер со стационарным двигателем (мотором) ИЖ-2126) государственным инспектором Верхнекетского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Томской области ФИО1 и, как следствие, допуск данного судна к эксплуатации, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что акт технического освидетельствования маломерного судна – катера со стационарным двигателем (мотором) <марка обезличена>, принадлежащего Бугрову В.И., от 11.01.2012 не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, указанный акт следует признать недействительным.

Согласно Уставу ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», утвержденному приказом МЧС России № 612 от 18.10.2011, Центр ГИМС России по Томской области осуществляет в том числе: контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах; контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами; классификацию маломерных судов, государственную регистрацию, учет, техническое освидетельствование маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные судна; ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании и т.д. (п. 2.2). Из п. 4.11 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» следует, что учреждение также имеет право запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также помещать их на стоянку и хранение.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что требования Томского транспортного прокурора о возложении на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» обязанности запретить эксплуатацию маломерного судна (катер со стационарным двигателем (мотором) <данные изъяты>), принадлежащего Бугрову В.И., до прохождения надлежащего технического освидетельствования заявлены законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать недействительным акт технического освидетельствования маломерного судна – катера со стационарным двигателем (мотором) <марка обезличена>, принадлежащего Бугрову В.И., выданный 11.01.2012 Верхнекетским инспекторским участком ФКУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области.

Обязать ФКУ Центр ГИМС ГУ МЧС России по Томской области запретить эксплуатацию маломерного судна - катера со стационарным двигателем (мотором) <марка обезличена>, принадлежащего Бугрову В.И., до прохождения надлежащего технического освидетельствования.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья И.А. Федорова