решение по делу №2-1604/12 от 24.08.12 не вступило в законную силу



Дело № 2-1604/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2012 года г.Томск

Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Щеголевой Н.М., с участием представителей заявителя Габриэляна В.Н. - Шульги А.Н., действующего по доверенности №70АА0168921 от12.05.2012, представителя ИФНС по Томскому району Борис О.С., действующей по доверенности от 10.01.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Габриэляна В.Н. о признании незаконными решений и действий государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Габриэлян В.Н. обратился в суд с заявлением признании незаконными решений и действий ИФНС России по Томскому району Томской области, указав, что в 2007-2011 годах ему на праве собственности принадлежали земельные участки по адресам Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) в период с 14.11.2007 по 27.12.2011, Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) в период с 13.11.2007 по 23.12.2011, Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) в период с 07.05.2007 по 23.12.2011, Томская область, Томский район, окр. с. Зоркальцево (кадастровый номер <номер обезличен>) в период с 07.05.2007 по 08.06.2009 (впоследствии указанный земельный участок был разделен на три участка с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен> и <номер обезличен> – в период по 15.02.2010).

Данные земельные участки были приобретены им в собственность как земли сельскохозяйственного назначения. Распоряжением администрации Томской области от 06.02.2008г. №8-р-з данные участки были включены в границы населенного пункта с.Зоркальцево Зоркальцевского сельского поселения и изменены виды их разрешенного использования. Была установлена их кадастровая стоимость в размере <сумма обезличена> за каждый участок.

Постановлением Администрации Томской области №262а от 24.12.2008 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> согласно Приложению 1 к данному постановлению установлена в размере <сумма обезличена>, сведений о кадастровой стоимости иных принадлежащих ему участков в постановлении нет. Данное постановление вступило в законную силу с 01.01.2010г.

18.03.2009 кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была перерасчитана органом кадастрового учета и установлена в размере <сумма обезличена>, и именно эта кадастровая стоимость земельных участков была использована налоговым органом в качестве налоговой базы при расчете земельного налога за 2009-2010 годы.

Заявитель полагает, что ИФНС России по Томскому району Томской области в нарушение закона направила налоговое уведомление №129656 от 10.04.2012г. и требование №2165 уплате налога пени, штрафа по состоянию на 30.05.2012г., поскольку при расчете земельного налога неправомерно использовала в качестве налоговой базы ненадлежащие значения кадастровой стоимости. Руководствуясь ст.ст. 254, 255, 256 п. 1, 258 ГПК РФ просил признать не соответствующими закону и недействительными решения Инспекции ФНС России по Томскому району Томской области: налоговое уведомление №129656 от 10.04.2012, требование ИФНС об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 30.05.2012, признать несоответствующими закону действия Инспекции ФНС России по Томскому району Томской области по исчислению и предъявлению к уплате ему земельного налога за 2009 год с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) за вышеуказанные земельные участки в размере <сумма обезличена>. Также просил признать не соответствующими закону действия ИФНС России по Томскому району Томской области по исчислению и предъявлению ему к уплате земельного налога за 2010 год с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) за земельный участок по адресу: Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) в размере <сумма обезличена>; обязать ИФНС России по Томскому району Томской области устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав путем возложения обязанности исчислить и предъявить к уплате земельный налог за 2009 год за вышеуказанные земельные участки с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) в <сумма обезличена>; обязать ИФНС России по Томскому району Томской области устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав путем возложения обязанности исчислить и предъявить ему к уплате земельный налог за 2010 год с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) за земельный участок по адресу Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) в размере <сумма обезличена>.

Заявитель Габриэлян В.Н., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, причин неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившегося заявителя.

Представитель заявителя Габриэляна В.Н. - Шульга А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ИФНС по Томскому району Борис О.С. представила письменные возражения на заявление. Пояснила, что Габриэлян В.Н. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Томскому району и обязан уплачивать земельный налог, так как являлся собственником указанных в заявлении земельных участков. В соответствии с НК РФ земельный налог является местным налогом и обязателен к уплате с момента его введения на территории соответствующего муниципального образования, сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Согласно сведений об объекте налогообложения - кадастровая стоимость в 2009-2010гг. земельных участков, принадлежащих Габриэляну В.Н. составляла: к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с техническим обслуживанием транспорта и услуг автомойки), к/н <номер обезличен><сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с техническим обслуживанием транспорта и услуг автомойки), к/н <номер обезличен><сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с оказанием услуг по эксплуатации торгово-офисных помещений), к/н <номер обезличен> - в 2009г. - <сумма обезличена>; в 2010г. -<сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с оказанием услуг по эксплуатации торгово-офисных помещений), к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с техническим обслуживанием транспорта и услуг автомойки), к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с оказанием услуг по эксплуатации торгово-офисных помещений), к/н <номер обезличен><сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с оказанием услуг по эксплуатации торгово-офисных помещений), к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> (разрешенное использование - для деятельности, связанной с оказанием услуг по эксплуатации торгово-офисных помещений).

Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 22 от 22.07.2009 внесены изменения и дополнения в Положение о взимании земельного налога на территории Зоркальцевского сельского поселения, в п.1 Приложения к решению Совета Зоркальцевского сельского поселения установлена налоговая ставка в размере 0,2% для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав. Согласно сведениям об объекте налогообложения на основании даты возникновения и прекращения права собственности на земельные участки, коэффициенты определены следующие: 1-к/н <номер обезличен> - 14.11.2007 - по настоящее время; К- 12/12. 2- к/н <номер обезличен> - 13.11.2007 - по настоящее время; К= 12/12. 3-к/н <номер обезличен> - 07.05.2007 - 26.08.2009; К =8/12. 4-к/н <номер обезличен> - 03.05.2007 - по настоящее время; К= 12/12. 5- к/н <номер обезличен> - 07.05.2007 - по настоящее время; К- 12/12. 6-к/н <номер обезличен> - 26.08.2009 -15.02.2010; в 2010г. К- 1/12. 7-к/н <номер обезличен> -26.08.2009 - 15.02.2010г; в 2010 К- 1/12. 8. к/н <номер обезличен> - 26.08.2009 - 15.02.2010; в 2010г. К- 1/12.

Таким образом, ИФНС России по Томскому району Томской области был начислен земельный налог за 2009г. - <сумма обезличена>, за 2010г. - <сумма обезличена>, а именно 2009г. 1. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 12/12=<сумма обезличена> 2. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 12/12= <сумма обезличена> 3. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 8/12 = <сумма обезличена> 4. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 12/12 = <сумма обезличена> 5.к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 12/12 -<сумма обезличена>.

За 2010г. 1.к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 12/12= <сумма обезличена> 2. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 12/12= <сумма обезличена>. 3. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 1/12 = <сумма обезличена> 4. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена>. х 0,2% х 1/12 = <сумма обезличена> 5. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 1/12 = <сумма обезличена> 6. к/н <номер обезличен> -<сумма обезличена> х 0,2% х 12/12 = <сумма обезличена> 7. к/н <номер обезличен> - <сумма обезличена> х 0,2% х 12/12 = <сумма обезличена> Итого: <сумма обезличена> Согласно карточке расчетов с бюджетом, ведущейся в отношении. Габриэляна В.Н. в ИФНС России по Томскому району, за 2010 год по земельному налогу имеется переплата в размере <сумма обезличена>. Согласно абз. 2 п.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ Инспекцией ФНС России по Томскому району Габриэляну В.Н. лично вручено налоговое уведомление № 129656 об уплате земельного налога за 2009-2010 гг., что подтверждается копией отрывного корешка. В уведомлении указано на обязанность уплатить земельный налог в сумме <сумма обезличена> (<сумма обезличена> - <сумма обезличена>) до 28.05.2012. Однако в установленный срок сумма земельного налога оплачена не была. В соответствии с п.З ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки финансирования ЦБ РФ. Таким образом, начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога: по состоянию на 30.05.2012 - <сумма обезличена> На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ ответчику было вручено лично под роспись требование № 2165 от 30.05.2012, содержащее предложение добровольно уплатить сумму земельного налога <сумма обезличена> и пени в сумме <сумма обезличена>. в срок до 12.07.2012. Налоговое уведомление № 129656 от 10.04.2012 и Требование № 2165 от 30.05.2О12г. вынесены законно и обосновано и отмене не подлежат.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Габриэляном В.Н. требований, исходя из следующего.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

На основании ч.1 ст.8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

На территории Зоркальцевского сельского поселения земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории Зоркальцевского сельского поселения от15.11.2006 № 71, с изменениями, внесенными решением №22 от 22.07.2009.

В соответствии со ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу требований ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании п.1 ст.4 НК РФ правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

В силу п.п.3,4 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно п. 5 ст. 5 Налогового кодекса положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Нормативно – правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.

Из материалов дела следует, что Габриэляну В.Н. на праве собственности принадлежали следующие земельные участки: земельный участок по адресу Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер обезличен>, выданным 18.08.2009 (взамен свидетельства <номер обезличен>, выдано 04.05.2007 и свидетельства <номер обезличен>, выдано 16.04.2008); земельный участок по адресу Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер обезличен>, выданным 18.08.2009 (взамен свидетельства <номер обезличен>, выдано 04.11.2007 и свидетельства <номер обезличен>, выдано 16.04.2008); земельный участок по адресу Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70 <номер обезличен>, выданным 18.08.2009 (взамен свидетельства <номер обезличен>, выдано 13.11.2007 и свидетельства <номер обезличен>, выдано 16.04.2008); земельный участок по адресу Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер обезличен>, выданным 18.08.2009 (взамен свидетельства <номер обезличен>, выдано 07.05.2007 и свидетельства <номер обезличен>, выдано 16.04.2008); земельный участок по адресу Томская область, Томский район, окр. с. Зоркальцево (кадастровый номер <номер обезличен>), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер обезличен>, выданным 16.04.2008. На основании Распоряжения Администрации Томской области от 06.02.2008г. №8-р-з данные участки были включены в границы населенного пункта с Зоркальцево Зоркальцевского сельского поселения и изменены виды их разрешенного использования с разрешенного использования, как земель для сельскохозяйственного использования на использование для деятельности, связанной с техническим обслуживанием транспорта и услуг автомойки.

Кадастровая стоимость согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> от 27.02.2008 <номер обезличен> была установлена в размере <сумма обезличена>, кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> от 27.02.2008 <номер обезличен> - в размере <сумма обезличена>, кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> от 27.02.2008 <номер обезличен> - в размере <сумма обезличена>, кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> от 27.02.2008 <номер обезличен> - в размере <сумма обезличена>, кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> от 22.03.2010 <номер обезличен> - в размере <сумма обезличена>., кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> от 22.03.2010 <номер обезличен> - кадастровая стоимость в размере <сумма обезличена>, кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> от 22.03.2010 <номер обезличен> - в размере <сумма обезличена>.

Перерасчет или изменение кадастровой стоимости земельных участков возможны только в случае изменения категории земель, вида и разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, в соответствии с «Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида и разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных Приказом МЭРТ от 12.08.2006 № 222. В период с 06.02.2008, то есть с момента вынесения Распоряжения администрации Томской области № 8-р-з по 12.07.2011 заявителем не было предпринято никаких действий по внесению в ФГБУ «ФКП Росреестра» иных сведений о характеристиках земельных участков.

Постановлением Администрации Томской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с составе земель населенных пунктов Томской области » №262а от 24.12.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> согласно Приложению 1 к данному постановлению установлена в размере <сумма обезличена>. Данных о кадастровой стоимости иных земельных участков, указанных в заявлении, в Постановлении нет. Данное постановление опубликовано 31.12.2008, вступило в законную силу 01.01.2010.

Из ответов на запросы заявителя и ИФНС России по Томскому району Томской области из Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (л.д.33-34, 35-36, 107, 109-110) следует, что с 18.03.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> составила <сумма обезличена>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> составила <сумма обезличена>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> составила <сумма обезличена>. При этом указано, что кадастровая стоимость пересчитана на основании Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а «Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области». Указана дата внесения указанной кадастровой стоимости в ГКН -18.03.2009.

Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Налоговым органом Габриэляну В.Н. 10.04.2012 было направлено налоговое уведомление №129656 об уплате земельного налога за 2009 и 2010 годы за указанные выше земельные участки, исходя из кадастровой стоимости: за 2009 год для участков с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> - <сумма обезличена>, за 2010 год - для участка с кадастровым номером <номер обезличен> - <сумма обезличена>.

Общая сумма земельного налога, подлежащего уплате согласно названного налогового уведомления <сумма обезличена>, срок уплаты -28.05.2012. В связи с неуплатой заявителем указанной суммы в установленный срок в связи с выяснением законности расчета предъявленных к уплате сумм, налоговым органом 30.05.2012 направлено Габриэляну В.Н. требование №2165 об уплате налога в указанной в уведомлении сумме.

Направленные заявителю налоговым органом уведомление и требование об уплате земельного налога содержат властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для Габриэляна В.Н. – обязанность по уплате налога в исчисленном налоговым органом размере.

Согласно ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как в налоговом уведомлении, так и в требовании об уплате земельного налога за 2009 год, направленных заявителю, налоговый орган исходил из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> в размере <сумма обезличена>.

Поскольку согласно представленным Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области сведениям, кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков в размере 353146420 рублей определена на основании Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а «Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», в силу ст.5 НК РФ подлежащего применению для исчисления налоговой базы с 01.01.2010, сведения об указанной кадастровой стоимости земельных участков внесены в ГКН только18.03.2009, и, соответственно, на начало налогового периода - 01.01.2009 в ГКН отсутствовали, исчисление налоговым органом подлежащего уплате заявителем земельного налога за 2009 год с учетом кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> - <сумма обезличена> является необоснованным. При исчислении земельного налога за 2009 год в отношении указанных земельных участков подлежала применению их кадастровая стоимость на начало налогового периода – на 01.01.2009 в размере - <сумма обезличена>.

При исчислении земельного налога, подлежащего уплате заявителем за 2010 год для участка с кадастровым номером <номер обезличен> налоговым органом использована налоговая база <сумма обезличена>.

Вместе с тем, в Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а «Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» (приложение №1, строка 21162) определена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <сумма обезличена>.

В силу вышеназванных положений закона для исчисления земельного налога за 2010 год подлежит применению установленная Постановлением №262а кадастровая стоимость земельных участков, установленная в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> в размере <сумма обезличена>.

Поэтому направление ИФНС России по Томскому району Томской области заявителю уведомления и требования об уплате земельного налога за 2010 для участка с кадастровым номером <номер обезличен> с применением налоговой базы <сумма обезличена> является незаконным и необоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

С учетом приведенных требований закона и изложенных выводов, суд находит заявление Габриэляна В.Н. подлежащим удовлетворению, налоговый орган обязан устранить нарушение прав и свобод заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ч.1 ст.258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Габриэляна В.Н. удовлетворить.

Признать не соответствующими закону и недействительными решения ИФНС России по Томскому району Томской области: налоговое уведомление №129656 от 10.04.2012 и требование №2165 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 30.05.2012.

Признать не соответствующими закону действия ИФНС России по Томскому району Томской области по исчислению и предъявлению к уплате Габриэляну В.Н. земельного налога за 2009 год с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) за земельные участки по адресам: Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - в размере <сумма обезличена>; Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - в размере <сумма обезличена>; Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - в размере <сумма обезличена>; Томская область, Томский район, окр. с. Зоркальцево, участок находится примерно в <данные изъяты> от ориентира по направлению на северо-восток (кадастровый номер <номер обезличен>) - в размере <сумма обезличена>.

Признать не соответствующими закону действия ИФНС России по Томскому району Томской области по исчислению и предъявлению к уплате Габриэляну В.Н. земельного налога за 2010 год с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) за земельный участок по адресу: Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - в размере <сумма обезличена>.

Обязать ИФНС России по Томскому району Томской области устранить нарушение прав Габриэляна В.Н., исчислить и предъявить к уплате земельный налог за 2009 год за земельные участки с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) в размере: Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - <сумма обезличена>, Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - <сумма обезличена>, Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - <сумма обезличена>; Томская область, Томский район, окр. с. Зоркальцево, участок находится примерно в <данные изъяты> от ориентира по направлению на северо-восток (кадастровый номер <номер обезличен>) - <сумма обезличена>.

Обязать ИФНС России по Томскому району Томской области устранить нарушение прав Габриэляна В.Н., исчислить и предъявить к уплате земельный налог за 2010 год с использованием значений кадастровой стоимости (налоговой базы) за земельный участок: Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>) - <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья И.А. Фёдорова