на момент размещения решение по делу №2-1613/12 не вступило в законную силу



Дело № 2-1613/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи          Лебедевой О.Ю.,

с участием помощника прокурора Томского района Томской области Бусыгиной М.С.,

при секретаре                                       Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному казанному учреждению «Управление автомобильных дорог Томской области» о понуждении к устранению нарушений условий безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» о понуждении к устранению нарушений условий безопасности дорожного движения, указывая в обоснование исковых требований, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка автомобильных дорог Томского района требованиям государственных стандартов и проектной документации при организации дорожного движения. 25.06.2012 года вр.и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Томскому району в целях устранения нарушений требований проекта организации дорожного движения, выявленных 24.05.2012 года комплексной проверкой, ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» выдано предписание для организации выполнения мероприятий, которое до настоящего времени не выполнено. При проверке автомобильной дороги: подъезд к с. Калтай с 0 км до 2 км, на предмет соответствия требованиям проекта организации дорожного движения выявлены следующие недостатки: 0 км+80 метров (слева) отсутствует дорожный знак 6.10.1 «Указатель направлений»; 1 км+186 метров (справа) отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+210 метров (слева) дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» и 5.23.1 «Начало населенного пункта» «Калтай» не соответствует ГОСТ (поврежден); 1 км+210 метров (справа) дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» не соответствует ГОСТ (не читаем); 1 км+351 метр (слева) отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+383 метра (справа) отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; 3 км+403 метра (справа) отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+422 метра (слева) отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1км+442 метра (слева) отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; 1 км+521 метр (справа) отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и 5.19.2 «Пешеходный переход»; 1 км+525 метров (слева) отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и 5.19.2 «Пешеходный переход»; на расстоянии 2 км (слева и справа) отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1 на пешеходном переходе; 1 км+525 метров (слева) на автобусной остановке Калтай отсутствуют дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (2 шт.), отсутствует посадочная площадка и название остановки; 1 км+ 537 метров (справа) отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги»; 1 км+544 метра (справа) отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+582 метра (справа) отсутствует дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги» к знаку 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+600 метров (слева) отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги»; на 2 км (слева) отсутствует искусственное освещение улицы. Невыполнение действий по устранению нарушений, указанных в предписаниях, влечет нарушение права граждан на безопасные условия движения по автомобильной дороге подъезд к с. Калтай с 0 км до 2 км. Таким образом, неисполнение ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации дороги, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья. С учетом уточнения исковых требований, ссылаясь на ст.ст. 245, 247, 254 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Томской области» до 01 октября 2013 года на участке автомобильной дороги - подъезд к с. Калтай с 0 до 2 км устранить следующие нарушения: 0 км+80 метров (слева) установить дорожный знак 6.10.1 «Указатель направлений»; 1 км+186 метров (справа) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+210 метров (слева) заменить дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта»; 1 км+210 метров (справа) заменить дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта»; 1 км+351 метр (слева) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+383 метра (справа) установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; 1 км+403 метра (справа) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+422 метра (слева) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1км+442 метра (слева) установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; 1 км+521 метр (справа) установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и 5.19.2 «Пешеходный переход»; 1 км+525 метров (слева) установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и 5.19.2 «Пешеходный переход»; на расстоянии 2 км (слева и справа) нанести горизонтальную разметку 1.14.1 на пешеходном переходе; 1 км+525 метров (слева) на автобусной остановке Калтай установить дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (2 шт.), обустроить посадочную площадку и название остановки; 1 км + 537 метров (справа) установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги»; 1 км+544 метра (справа) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+582 метра (справа) установить дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги» к знаку 2.4 «Уступите дорогу»; 1 км+600 метров (слева) установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги». До 01.11.2014 года на 2 км (слева) обустроить искусственное освещение улицы.

В судебном заседании представитель истца Бусыгина М.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» Локтионова Л.А., действующая на основании доверенности №31-Д от 20.08.2012, исковые требования не признала, пояснив, что данные нарушения требований проекта организации дорожного движения имеют места, но устранить в настоящее время их невозможно в связи с отсутствием финансирования.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в том числе, неопределенному кругу лиц.

Свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2009 серии <номер обезличен> подтверждается, что сооружение – автомобильная дорога, назначение: нежилое, протяженностью 76, 737 км, инв. <номер обезличен>, адрес объекта: Томская область, муниципальное образование «Город Томск» 0 -4, 835 км, муниципальное образование «Томский район» 4, 835-76, 737 км, находится в оперативном управление Областного государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области».

Из материалов дела следует, что 25.06.2012 по результатам комплексной проверки в адрес ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» в целях устранения нарушений требований проекта организации дорожного движения, ГОСТ 52289-2004, ГОСТ 50597-93 на автомобильной дороге подъезд к с. Калатй, вынесено предписание, которым предается организовать выполнение следующих мероприятий: 0 км+80 метров (слева) установить дорожный знак 6.10.1; 1 км+186 метров (справа) установить дорожный знак 2.4; 1 км+210 метров (слева) заменить дорожный знак 5.24.1 «Калтай», не соответствует ГОСТу (поврежден); 1 км+210 метров (справа) заменить дорожный знак 5.23.1 «Калтай», не соответствует ГОСТу (поврежден); 1 км+351 метр (слева) установить дорожный знак 2.4; 1 км+383 метра (справа) установить дорожный знак 2.1; 1 км+403 метра (справа) установить дорожный знак 2.4; 1 км+422 метра (слева) установить дорожный знак 2.4; 1км+442 метра (слева) установить дорожный знак 2.1; 1 км+521 метр (справа) установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2; 1 км+525 метров (слева) установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2; на расстоянии 2 км (слева и справа) нанести горизонтальную разметку 1.14.1 на пешеходном переходе; 1 км+525 метров (слева) на автобусной остановке Калтай установить дорожные знаки 5.16 (2 шт.), обустроить посадочную площадку и название остановки; 1 км + 537 метров (справа) установить дорожные знаки 2.1 и 8.13; 1 км+544 метра (справа) установить дорожный знак 2.4; 1 км+582 метра (справа) установить дорожный знак 8.13 к знаку 2.4; 1 км+600 метров (слева) установить дорожные знаки 2.1 и 8.13; 2 (слева и справа) ликвидировать перепад обочины с проезжей частью дороги > 5 см; 2 (слева) обустроить искусственное освещение улицы.

Из пояснений представителя истца следует, что до настоящего времени указанные в предписании нарушения не устранены.

В ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 12 Закона содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии со ст. 33 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на. указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Невыполнение действий по устранению нарушений, указанных в предписаниях, влечет нарушение права граждан на безопасные условия движения по автомобильной дороге на подъезде к с. Калтай с 0 км до 2 км.

Так, в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрено, что автомобильные дороги, а также улицы города и населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с дислокацией.

Согласно представленному проекту организации дорожного движения на подъезде к с. Калтай с 0 до 2 км предусмотрены дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу», 5.24.1 «Конец населенного пункта», 5.23.1 «Начало населенного пункта», 6.10.1 «Указатель направлений», 2.1 «Главная дорога», 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.14.1 горизонтальная разметка, 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 2.1 «Главная дорога», 8.13 «Направление главной дороги».

В соответствии с ч. 4.1.2 ГОСТом Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

Из предписания от 25.06.2012 следует, что в нарушение данного требования дорожные знаки 5.24.1 и 5.23.1 (1+210 слева), дорожный знак 5.23.1 (1+210 справа) не соответствуют ГОСТу, а именно: дорожный знак 5.24.1 поврежден, а дорожный знак 5.23.1 не читаем.

Согласно ч. 6.2.17 «ГОСТ Р 52289-2004 национальный стандарт Российской Федерации Технические средства организации дорожного движения Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) (ред. от 12.11.2010), разметка 1.14.1 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Линии разметки 1.14.1 наносят параллельно оси проезжей части.

Из материалов дела следует, что в нарушение данного требования на 2 км (слева и справа) подъезда к с. Калтай отсутствует горизонтальная линия разметки 1.14.1 на пешеходном переходе.

Согласно п. 10.9. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.2985 № 233) (ред. от 30.06.2003), автобусные остановки на дорогах I категории следует располагать одну против другой, согласно п. 10.8. остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в РФ», подъезд к с. Калтай с 0 до 2 км относится к автомобильной дороге 1 категории.

В соответствии со стандартом отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003» (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ОС-460-р), на автомобильных дорогах 1-3 категории в состав автобусной остановки входят в том числе остановочная и посадочная площадка, автопавильон.

Согласно п. 3.14 вышеуказанного стандарта автобусная остановка должна быть оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии с ГОСТ 10807; ГОСТ Р 51256; ГОСТ 25695; ГОСТ 23457 и разделом 5, в соответствии с которыми автобусные остановки оборудуют дорожными знаками по ГОСТ 10807, которые размещают по ГОСТ 23457, знаки 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» устанавливают у мест, выделенных для организованного перехода пешеходов через проезжую часть.

В соответствии с п. 4.6.3. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Из предписания от 25.06.2012 следует, что на автодороге при подъезде к с. Калтай Томского района Томской области, 2 км (слева) отсутствует искусственное освещение улицы, что не соответствуют требованиям указанных СП, СНиП и ГОСТ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Областное государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Томской области» ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию и эксплуатации дороги, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Суд считает достаточным предоставление ответчику до 01 октября 2013 года срока для устранения, а для обустройства искусственного освещения улицы на 2 км (слева) до 01.11.2014 года, как этого требует прокурор, указанные сроки является разумными для исполнения решения суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчик Областное государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Томской области» в обоснование своих возражений по иску не представил никаких доказательств.

На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа «Город Томск» государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец на основании п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, в размере /сумма обезличена/ руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Томской области» до 01 октября 2013 года на участке автомобильной дороги - подъезд к с. Калтай с 0 до 2 км устранить следующие нарушения:

0 км+80 метров (слева) установить дорожный знак 6.10.1 «Указатель направлений»;

1 км+186 метров (справа) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»;

1 км+210 метров (слева) заменить дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта»;

1 км+210 метров (справа) заменить дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта»;

1 км+351 метр (слева) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»;

1 км+383 метра (справа) установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;

1 км+403 метра (справа) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»;

1 км+422 метра (слева) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»;

1км+442 метра (слева) установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;

1 км+521 метр (справа) установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и 5.19.2 «Пешеходный переход»;

1 км+525 метров (слева) установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и 5.19.2 «Пешеходный переход»;

на расстоянии 2 км (слева и справа) нанести горизонтальную разметку 1.14.1 на пешеходном переходе;

1 км+525 метров (слева) на автобусной остановке Калтай установить дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (2 шт.), обустроить посадочную площадку и название остановки;

1 км + 537 метров (справа) установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги»;

1 км+544 метра (справа) установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»;

1 км+582 метра (справа) установить дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги» к знаку 2.4 «Уступите дорогу»;

1 км+600 метров (слева) установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги».

До 01.11.2014 года на 2 км (слева) обустроить искусственное освещение улицы.

Взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» в доход бюджета городского округа «Город Томск» государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/ руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска.

Председательствующий: О.Ю. Лебедева