Дело № 2-1774/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Лебедевой О.Ю. при секретаре Кузнецовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Беккермана И.А. о признании незаконным отказа в выдаче заграничного паспорта, УСТАНОВИЛ: Беккерман И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче заграничного паспорта, указывая в обоснование заявленных требований, что в установленном законом порядке он обратился в УФМС РФ по Томской области с заявлением на выдачу загранпаспорта для временных выездов в дальнейшем за пределы РФ. Уведомлением от 29.08.2012 ему отказано в выдаче загранпаспорта на основании п. 3 ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ». Полагает, что отказ в выдаче документа является незаконным и необоснованным, поскольку ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ» предусматривает временное ограничение права гражданина РФ на выезд из Российской Федерации в случае, если он является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда. Данное положение касается ограничения права на выезд, а не ограничение права на получение документа, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами РФ. Право на получение загранпаспорта ограничено лишь указанными в ст. 11 ФЗ «О порядке выезда из РФ» случаями. Иных оснований для отказа в оформлении загранпаспорта законом не предусмотрено. С учетом уточнения исковых требований, ссылаясь ст. 254 ГПК РФ, заявитель просит признать незаконным отказ УФМС РФ по Томской области от 29.08.2012 года в выдаче ему загранпаспорта и обязать УФМС России по Томской области устранить допущенное нарушение его права на получение паспорта, удостоверяющего его личность за пределами РФ. В судебном заседании заявитель Беккерман И.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно заявитель пояснил, что отказав в выдаче ему заграничного паспорта, УФМС РФ по Томской области нарушило его право на свободу передвижения. Кроме того, полагает, что вопрос о его выезде за пределы РФ не находится в компетенции УФМС, в связи с чем их действия полагает незаконными. Представитель УФМС РФ по Томской области Башмаков Е.И., действующий на основании доверенности №1/9880 от 19.06.2012 сроком на один год, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Беккермана И.А., указав, что на уполномоченных должностных лиц при подаче заявления возложена обязанность проведения проверки на наличие либо отсутствия у заявителя судимости. В соответствии с УПК РФ лицо, привлеченное в качестве подозреваемого или обвиняемого, может быть ограничено в выезде. Отказ в выдаче Беккреману И.А. заграничного паспорта основан на п. 3 ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ», поскольку был установлен факт нахождения данного лица под следствием и в отношении него избрана мера пресечения – залог, уголовное дело не рассмотрено судом, решение по деле не принято. Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно Международному пакту от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах», к которому присоединилась Россия, каждое лицо имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в указанном Пакте другими правами. Частью 2 ст. 27 Конституции РФ гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Содержащееся в Конституции Российской Федерации указание на то, что выезд за пределы Российской Федерации осуществляется свободно, не означает, однако, невозможность ограничительной регламентации данного права федеральным законодателем, - беспрепятственным является лишь возвращение в Российскую Федерацию ее граждан, право же на выезд за пределы Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях - защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем ограничения конституционных прав и свобод, включая право на свободный выезд за пределы Российской Федерации, допустимы лишь при условии их соразмерности указанным конституционно значимым целям, не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ и федеральными законами. Данный вывод в полной мере согласуется с положениями п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека и п.3 ст.2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которых каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может быть подвергнут только таким ограничениям, какие предусмотрены законом и необходимы в интересах обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и предотвращения преступлений, обеспечения общего благосостояния в демократическом обществе. Данная правовая позиция закреплена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2009 №19-П «По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами граждан ФИО1». С учетом преамбулы и ст.2 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Согласно п.3 ст.15 приведенного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда. Данное положение является частью преследующего самостоятельные цели законодательного регулирования отношений по поводу выезда из Российской Федерации - включая определение круга оснований, наличие которых требует для защиты конституционно охраняемых ценностей введения мер ограничительного характера. В силу ст.п.1 ч.1 ст.6 УПК РФ одним из назначений уголовного судопроизводства является защита защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В том числе в этих целях устанавливаются соответствующие ограничения для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, для предотвращения возможности неисполнения приговоров. Федеральной миграционной службой издан приказ от 3 февраля 2010 г. N 26, которым утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету. Пункт 4 Административного регламента предусматривает, что на территории Российской Федерации заявление о выдаче паспорта подается в ФМС России (в пределах ее компетенции), территориальный орган или подразделение по месту жительства либо по месту пребывания (абзац второй); на территории Российской Федерации гражданину Российской Федерации, не имеющему регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации, оформление и выдача паспорта производится по заявлению этого гражданина территориальным органом или подразделением по месту его фактического проживания на территории Российской Федерации (абзац пятый). Согласно п. 56.2 Административного регламента в органах внутренних дел проверка заявителя проводится по учетам информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в отношении граждан, обращающихся в территориальные органы либо ФМС России (в пределах ее компетенции), по регистрации по месту жительства или по месту пребывания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 57 Административного регламента. Пункт 72 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом ФМС РФ от 03.02.2010 №26, предусматривает, что при установлении предусмотренных статьей 15 Федерального закона оснований для временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации, а также при несогласии одного из законных представителей несовершеннолетнего гражданина (родитель, усыновитель, опекун или попечитель) на его выезд из Российской Федерации паспорт не оформляется. Заявителю выдается письменное уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Беккерман И.А. обратился в УФМС России по Томской области с заявление о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что по результатам проверки было установлено, что в отношении Беккермана И.А. возбуждено уголовное дело и в настоящее время в отношении него избрана мера пресечения залог. Уведомлением от 29.08.2012 №1/14183 Беккерману И.А. на основании п.3 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» было отказано в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. В качестве основания было указано, что в ходе проверки было установлено, что 26.04.2012 он, Беккерман И.А., освобожден до суда постановлением Ленинского районного суда г. Томска из-под ареста под залог ст. 110, 106 УПК РФ. Заявителю разъяснено, что повторное обращение возможно после вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда. Из постановления Ленинского районного суда г. Томска от 26.04.2012 следует, что Беккреман И.А. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, и ему изменена мера пресечения с заключения под стражу на залог в размере /сумма обзеличена/ руб. Согласно справке о результатах проверки в ОСК от 20.08.2012, поступившей из Информационного центра УМВД России по Томской области, 01.03.2012 Беккерман И.А. арестован постановлением Ленинского районного суда г. Томска, 26.04.2012 освобожден постановлением Ленинского районного суда г. Томска из-под ареста под залог. Сведений рассмотрении дела нет. С учетом данных сведений решение об отказе в выдаче заграничного паспорта принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 03.02.2010 №26. Административный регламент опубликован в установленном порядке, является нормативным актом, обязательным к исполнению. Беккерман И.А. обратился в суд с жалобой на действия должностного лица в порядке главы 25 ГПК РФ, при рассмотрении в пределах которой судом дается оценка правомерности действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц. Суд не может подменять своим решением решение органа, уполномоченного на проведение регистрационного действия. Отказ в выдаче заграничного паспорта является одной из мер, направленных на ограничение выезда, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и не противоречит ст. 18 данного Закона, предусматривающего изъятие действующего заграничного паспорта. Статья 10 данного Закона прямо указывает на то, что при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ, либо в случае несогласия одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта. Уведомление, направленное Беккерману И.А. по своему содержанию соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ, содержит все необходимые сведения. Органом, принимающим решение об ограничении выезда, является именно Федеральная миграционная служба. Оснований для признания незаконным отказа УФМС России по Томской области от 29.08.2012 в выдаче Беккерману И.А. паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, не имеется. При разрешении обращения Беккермана И.А. УФМС России по Томской области не допущено нарушения закона, прав и свобод Беккермана И.А., не созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод. Несогласие заявителя с содержанием уведомления не является основанием для признания его незаконным. Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Беккермана И.А. о признании незаконным и отмене отказ Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области от 29.08.2012 года в выдаче ему загранпаспорта и обязании Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области устранить допущенное нарушение его права на получение паспорта, удостоверяющего его личность за пределами РФ оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: О.Ю. Лебедева