Дело №12-325/10
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
23 декабря 2010 года судья Ленинского районного суда г.Томска Исупова Т.А., рассмотрев жалобу Курило Василия Романовича на постановление о назначении административного наказания от 30.09.2010г., вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ТО в отношении Курило В.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ТО генеральный директор /данные изъяты/ Курило В.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере /данные изъяты/ рублей.
Административным органом установлено следующее: являясь руководителем (генеральным директором) /данные изъяты/ Курило В.Р. допустил нарушение установленного порядка предоставления форм учета, выразившиеся в несвоевременном представлении в банк ПС справки о подтверждающих документах.
Так, справка с подтверждающими документами должна быть представлена в уполномоченный банк дата обезличена, а представлена в банк ПС дата обезличена, что позже установленного срока на 5 календарных дней.
На указанное постановление Курило В.Р. подана жалоба, согласно которой он просит признать постановление незаконным и отменить в связи с малозначительностью.
Факт нарушения срока предоставления справки с подтверждающими документами в уполномоченный банк паспорта сделки, факт совершения правонарушения, предусмотренного п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, вина в его совершении им не оспаривается.
Однако, ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрено право должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения. Доказательства того, что просрочка предоставления заявителем в уполномоченный банк справки с подтверждающими документами от дата обезличена по контракту от дата обезличена номер обезличен-смх/10, заключенного с компанией «Джонсон Матти плк», на 5 календарных дней каким-либо образом отразилось на возможности реализации единой государственной валютной политики, или подорвала устойчивость валюты и стабильность внутреннего валютного рынка РФ, или, что фактически был причинен вред кому-либо, т.е., что была создана сколько-нибудь существенная угроза охраняемым общественным отношениям, отсутствуют. Также отсутствует существенная угроза нарушения предусмотренного законодательством публично-правового порядка валютного регулирования.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ является формальным, не предусматривающий наступление вредных последствий. В связи с чем, конкретными обстоятельствами совершения правонарушения могут быть те, которые обуславливают отсутствие угрозы (возможности) причинения вреда охраняемым отношениям. Названные обстоятельства должны объективно свидетельствовать об отсутствии существенных препятствий для осуществления валютного контроля.
Банку ПС для проверки справки и документов установлен срок 17 рабочих дней.
Заявителем же пропущен срок предоставления справки 5 календарных дней, что менее предусмотренных п.2.10-2.11, 2.14 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. №258 –П сроков проведения агентом валютного контроля проверки.
Как следует из Указания ЦБ РФ от 12.11.2009 г. «О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Цб РФ» Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки формируется с целью получения сводной информации о валютных операциях и резидентов, осуществляемых в соответствии с Положением Банка России от 01.06.2004 г. «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Отчет предоставляется ежемесячно, не позднее 17-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, в виде электронного сообщения в форматах, установленных Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью.
Справка представлена в банк ПС дата обезличена, а обязанность банка представить об этом отчет установлена не позднее дата обезличена. Следовательно, совершенное правонарушение никаким образом не отразилось ни на обязанности банка по предоставлению в установленный срок отчета по форме 0409665, ни лишило банк исполнять возложенную на него функцию, не отразилось на контролирующих функциях государства, ни причинило ущерб интересам государства.
Административному органу заявителем было представлено за 2009-2010 г.г. документы по 18 контрактам с дополнительными соглашениями, паспортами сделок, справки о подтверждающих документах, справках о поступлении валюты РФ, ведомости банковского контроля, карточки аналитического учета, банковские выписки с приложенными платежными поручениями, документами, подтверждающими факт передачи товара, всего на 941 листе.
Согласно 18 контрактам и справкам по всем паспортам сделок установлено, что за проверяемый период обязанностью заявителя было представить в срок, установленный законодательством о валютном регулировании и валютном контроле 89 справок о валютных операциях и поступлении валюты РФ, 214 справок о подтверждающих документах, 7 переоформленных паспортов сделок, всего 310 документов.
Из представленных документов были нарушены сроки предоставления только 6 документов и 214 справок о подтверждающих документах. Все это свидетельствует об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, существенной угрозы общественным отношениям, причинения вреда интересам граждан, обществу и государству.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исправление лица, привлеченного к административной ответственности возможно без назначения наказания в виде административного штрафа.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, защитник Курило В.Р. просил рассмотреть жалобу в его отсутствие и отсутствие Курило В.Р. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, представленные доказательства суд приходит к следующему выводу:
Как следует из материалов дела начальником отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора при осуществлении проверки соблюдения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в ООО «Сибметахим» составлен протокол об административном правонарушении номер обезличен от дата обезличена
дата обезличена руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Томской области, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, установил, что ООО «Сибметахим» заключен контракт от дата обезличена номер обезличен-смх/10 с Компанией «Джонсон Матти плк» Великобритания, 4042 Hatton Garden London ECIN 8EE на покупку катализатора в количестве до 40 метров куб. Срок действия контракта до дата обезличена, сумма контракта /данные изъяты/. Оплата за товар осуществляется в виде15% предоплаты по счету продавца в течение 20 банковских дней с момента подписания контракта, 85% в течение 5 банковских дней с даты получения счета –проформы и письменного извещения продавца о передаче товара экспедитору. Код товара 381511. Паспорт сделки номер обезличен оформлен дата обезличена в уполномоченном банке – Филиале «Газпромбанк» (ОАО) г. Томск.
Согласно грузовой таможенной декларации10611040/1108109/00034337 выпуск товара на территорию РФ на сумму /данные изъяты/ разрешен Томской таможней11.08.2010 г.
Таким образом, срок представления справки о подтверждающих документах дата обезличена, а представлена в банк ПС дата обезличена, что позже установленного срока на 5 календарных дней.
На генеральном директоре ОО «Сибметазим» Курило В.Р. лежала обязанность по своевременному предоставлению форм учета по валютным операциям, у него имелась возможность соблюсти сроки предоставления форм учета, за нарушение которых КоАП РФ предусматривает административную ответственность, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по своевременному предоставлению в банк ПС форм учёта, что доказывает виновность Курило В.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», вступившим в силу с 27.01.2008, справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям (подпункт 1.3 пункта 1 Указания).
Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению № 258-П (пункт 2.2 Положения № 258-П).
В соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что выпуск товаров по ГТД номер обезличен осуществлен дата обезличена
Следовательно, 15-дневный срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах со сведениями о ГТД номер обезличен истек дата обезличена. Вместе с тем, справка о подтверждающих документах со сведениями о ГТД номер обезличен представлена в банк ПС дата обезличена, что позже установленного срока на 5 календарных дней.
Факт нарушения срока представления справки о подтверждающих документах со сведениями о ГТД номер обезличен, и, следовательно, факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, заявителем не оспаривается.
Наличие события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в действиях Курило В.Р. подтверждаются материалами дела. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Курило В.Р. судом не установлено.
Оспаривая постановление Управления Курило В.Р. ссылается на то, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 21 постановления от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 10.06.2010) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства совершения правонарушения Курило В.Р., суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае, несмотря на то, что формально выявленное нарушение отвечает признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, Курило В.Р. своим бездействием не создал какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что просрочка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах со сведениями о ГТД номер обезличен на 5 календарных дней, каким-либо образом отразилась на возможности реализации единой государственной валютной политики, или подорвала устойчивость валюты и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации, или что фактически был причинен вред кому-либо, т.е. была создана сколько-нибудь существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что вопрос о наличии в совершенном заявителем правонарушении признаков малозначительности административным органом не исследовался. Между тем формальный состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 2.9 КоАП РФ.
Учитывая фактические обстоятельства совершенного правонарушения, свидетельствующие об отсутствии у Курило В.Р. пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей, период не представления форм учета по валютным операциям в уполномоченный банк, а также непредставление административным органом доказательств причинения бездействием Курило В.Р. реального ущерба и негативных последствий кому-либо, существенности угрозы охраняемым общественным отношениям, суд считает, что совершенное им правонарушение является малозначительным, в связи с чем имелись основания для освобождения заявителя от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Учитывая изложенное, суд считает целесообразным и обоснованным прекратить производство в силу малозначительности деяния в отношении генерального директора ООО «Сибметахим» Курило В.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области о назначении наказания по делу об административном правонарушении номер обезличен от дата обезличена, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью /данные изъяты/ Курило В.Р. по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Освободить Курило В.Р. от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, объявить устное замечание, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Томскийобластной суд в течение 10 дней.
Судья:Т.А. Исупова