решение по делу №12-263/2012 вступило в законную силу 13.09.2012



Судья Королевич В.А.

Дело № 12-263/2012

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 сентября 2012 года Судья Ленинского районного суда г. Томска Юровский И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по жалобе начальника НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска, от 06 июля 2012 года о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска, от 06 июля 2012 года НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000,00 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.30 КоАП РФ, за реализацию не в полном объеме образовательных программ, а именно за то, что в период с 2009 года по 2012 год не реализовало в полном объеме, то есть не в соответствии с учебно-тематическим планом, без соблюдения требования к ведению образовательной программы по обучению судоводителей маломерных судов для плавания на внутренних водных путях и во внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (районы плавания «ВВП» и «ВП») и обучению водителей гидроциклов, разработанной на основе Типовой программы обучения судоводителей судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденной заместителем Министра МЧС России 28.10.2005.

Посчитав постановление незаконным и необоснованным, начальник НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ Торош И.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить.

В обоснование своих требований указывает, что судом неверно дана оценка подготовки судоводителей навыкам практического управления маломерными судами, т.к. граждане обучались практическим навыкам в соответствии с Типовой программой обучения в водах реки Томь группами по 3 человека на судне и по 1 человеку на гидроцикле. Программа подготовки осуществлялась в полном объеме, нареканий и претензий по качеству предоставляемых услуг со стороны обучающихся и представителей экзаменационной комиссии ГИМС по Томской области не поступало. Также полагает, что были нарушены нормы процессуального права, поскольку не определено время совершения административного правонарушения.

Представитель НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ – начальник НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ Торош И.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ Цвенгер В.А., действующий по доверенности от 19.06.2012, поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что обучение проводилось согласно графику обучения, отработка практических навыков управления маломерным судном проводилась бригадами по 3-4 человека на одной лодке в течении 3 дней по 4 часа, то есть 12 часов в общей сложности. Указывает, что ничем не определено, что каждый обучающийся должен отрабатывать практические навыки управления маломерным судном на «ВВП» и «ВП» в количестве 20 часов, а отрабатывать практические навыки управления гидроциклом на «ВВП» и «ВП» в количестве 12 часов. Пояснил, что нет никакой необходимости отрабатывать практические навыки управления маломерным судном на «ВП», так как навыки отработаны в более сложных условиях на «ВВП». Обучающиеся, которые не прошли обучение в группе, проходили обучение индивидуально, по отдельному графику.

Представитель НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ Шмелев В.И., действующий по доверенности от 27.06.2012, поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что нарушений при обучении не было, так как весь процесс обучения соответствовал Образовательной программе, утвержденной начальником НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ. Полагает, что судом не была дана оценка тому факту, что обучение проходило в составе групп, по утвержденной программе, а также, что не было установлено время совершения административного правонарушения.

Помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. возражал против удовлетворения жалобы, указал, что НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ не в полном объеме реализует образовательную программу по обучению судоводителей маломерных моторных судов и водителей гидроциклов, отступает от учебно-тематического плана, не проводит отработку практических навыков по управлению судном (гидроциклом) в полном объеме, поскольку сокращено количество учебных часов. Считает, что каждый обучающийся должен отрабатывать то количество учебных часов, которое указано в учебно-тематическом плане и выделено учебной программой на отработку практических навыков по управлению судном (гидроциклом), а не на группу обучающихся.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности, т.е. юридически значимым обстоятельством, в данном случае является реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из объяснения начальника НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ Торош И.И. от 25.04.2012, отработка практических навыков управления маломерным судном в период навигации на ВП на мотолодке, катере, гидроцикле в 2009-2012 годах не проводилась, на ВВП в период навигации отработка практических навыков управления маломерным судном проводилась не в полном объеме согласно часов программы, а именно 7-10 человек (не больше) из группы обучающихся за 3,5 часа по 2-3 занятия. Отработка практических навыков управления гидроциклом в 2009-2012 годах на ВВП и ВП не проводилась. Из объяснений ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 от 26-27 апреля 2012 года следует, что в апреле-мае, июне-июле 2011 года отработка практических навыков управления маломерным судном в период их обучения в НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ не проводилась.

Обязанность образовательных учреждений осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми на основе соответствующих примерных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а в отношении учреждений высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, - на основе образовательных стандартов и требований, утверждаемых самими вузами, установлена законом (ст.ст. 7 и 15 Закона РФ "Об образовании").

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498 "Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утверждены Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 1.2-1.4 Правил Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах. При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном. К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.

На основании Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498, разработана Типовая программа обучения судоводителей судов, поднадзорных ГИМС МЧС России.

Данной Типовой программой обучения судоводителей судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержден учебно-тематический план обучения судоводителей маломерных судов для плавания на внутренних водных путях и во внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (районы плавания «ВВП» и «ВП»), а также учебно-тематический план обучения водителей гидроциклов, которые предусматривают отработку практических навыков управления маломерным судном по районам плавания: «ВВП» - 12 часов, «ВП» - 08 часов и отработку практических навыков по управлению гидроциклом по районам плавания: «ВВП» - 06 часов, «ВП» - 06 часов, соответственно.

В соответствии с п. 5 вышеуказанной Типовой программы содержание Программы и количество учебных часов является минимально-необходимым для рабочих программ обучения судоводителей маломерных судов при всех формах обучения. Рабочие программы утверждаются руководителем соответствующего образовательного учреждения по согласованию с главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации.

Образовательная программа профессиональной подготовки судоводителей мотолодки, катера, гидроцикла, шлюпок под парусами неподведомственных Речному регистру Российской Федерации для плавания на внутренних водных путях (ВВП), внутренних водах (ВП), морских путях (МП), согласованная с начальником Томского района Водных Путей и Судоходства филиала ФБУ Обского ГБУ и утвержденная начальником НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ, соответствует Типовой программе обучения судоводителей судов, поднадзорных ГИМС МЧС России.

Однако, из пояснений начальника НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ Торош И.И., а также ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, прошедших обучение в данном образовательном учреждении, следует, что указанная Образовательная программа в полном объеме не выполнялась. Начальник НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ Торош И.И. также подтвердил неисполнение Образовательной программы в полном объеме своими объяснениями в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.05.2012, где в графе «Объяснения лица. привлекаемого к административной ответственности» собственноручно сделал следующую запись «С выявленным нарушением согласен, указанные недостатки отражены в объяснении от 25.04.2012. Указанные недостатки устраняются, впредь нарушения допускаться не будут». Данные пояснения подписаны Торош И.И.

Таким образом, довод жалобы о том, что Программа подготовки осуществлялась в полном объеме, опровергается материалами дела, а потому не может быть признан состоятельным.

Также является несостоятельным и довод жалобы о том, что не было установлено время совершения административного правонарушения, поскольку проверкой, проводимой Томской транспортной прокуратурой в период с 25.01.2012 по 28.05.2012, установлено и подтверждено документами, имеющимися в материалах дела, что реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса имела место быть в период с 2009 года по 2012 год. Установив указанные обстоятельства, дав им надлежащую оценку, мировой судья пришла к правильному выводу о наличии в действиях НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.30 КоАП РФ, и обоснованно назначила административное наказание в пределах санкции данной нормы права. С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу, что нарушений процессуальных норм, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела мировым судьей допущено не было. При таких обстоятельствах, суд находит постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска, от 06 июля 2012 года законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска, от 06 июля 2012 года в отношении НОУ Томская объединенная техническая школа ДОССАФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Судья (подпись) И.П. Юровский