определение по делу №5-187/10 вступило в законную силу



Дело № 5-187/10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 декабря 2010 годаг. Томск

Судья Ленинского районного суда г. Томска Бутенко Г.Е., ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области,

УСТАНОВИЛ:

В отношении Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области составлен протокол ЖУАП /номер обезличен/ от /дата обезличена/ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 5.12 КоАП РФ, и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих выясняет вопрос, касающийся правильности составления протокола об административном правонарушении и других протоколов, предусмотренных настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены другие материалы дела.

В ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению установлено следующее.

Согласно протоколу ЖУАП /номер обезличен/ от /дата обезличена/ об административном правонарушении /дата обезличена/ в дневное время по адресу: /адрес обезличен/, в период подготовки и проведения выборов депутатов Думы г.Томска пятого созыва, избирательное объединение - Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Томской области распространило агитационный печатный материал – листовку под заголовком «У Томска есть свое мнение!», изготовленную в ООО «Танисла» тиражом /данные изъяты/ (сто тысяч) экземпляров с датой выпуска /дата обезличена/, не предоставив экземпляр этого агитационного материала, копию либо фотографию с него в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию, чем нарушило ч. 3 ст. 44 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» и ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», т.е. совершило правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.12 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем законодательством подробно регламентирована процедура его составления.

При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 2); при составлении протокола законному представителю юридического лица разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе (часть 3); законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.

Орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. Должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении, он составлен в отсутствие законного представителя Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области. Доказательства надлежащего уведомления представителя о составлении протокола и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлены, соответствующих записей протокол не содержит. В деле отсутствуют надлежащие доказательства направления протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

Такая запись в определении отсутствует.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. Информация о вручении (направлении) копии протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в деле отсутствует. Приобщенные к делу почтовые квитанции такой информации не содержат, поскольку в них не указано содержание почтового отправления.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что в материалах дела имеется объяснение Т., датированное /дата обезличена/, т. е составленное до даты возбуждения дела об административном правонарушении и до даты предполагаемого административного правонарушения.

К делу приобщены объяснительная записка, ходатайство о прекращении дела об административном праонврушении от /дата обезличена/ и ответ на запрос лица, проводившего административное расследование от /дата обезличена/, подписанные юристом регионального отделения партии С., а также заверенные им копии документов: листовки, уведомления об изготовлении агитационного печатного материала от /дата обезличена/; товарной накладной от /дата обезличена/; счета от /дата обезличена/; платежного поручения от /дата обезличена/; актов от /дата обезличена/; технического задания от /дата обезличена/; договора от /дата обезличена/. При этом С. не является законным представителем юридического лица, привлекаемого к административной отвественности, или его защитником Приобщенная к делу доверенность на его имя от /дата обезличена/ дает ему право представлять интересы Регионального отделения партии только в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области.

Кроме этого, должностным лицом, проводившим административное расследование, ряд свиделелей были допрошены до возбуждения дела об административном правонарушении: К. (/дата обезличена/); З. (/дата обезличена/).

Объяснения Н. получены также до возбуждения дела об административном правонарушении, при этом она была предупреждена об административной ответственности по ст. 144 УПК РФ.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.

При таких обстоятельствах следует признать, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, его нельзя использовать как доказательство по делу в силу положений части третьей названной статьи, что является препятствием для установления вины лица, в отношении которого возбуждено административное производство.

Таким образом, из-за неправильного оформления материалов дела, суд не может приступить к рассмотрению дела об административном правонарушении по существу и принять по данному делу объективное решение.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ одним из вопросов, рассматриваемых при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, является вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья

О П Р Е Д Е Л И Л:

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области возвратить для дооформления в милицию общественной безопасности УВД по Томской области.

СудьяЛенинского

районного суда г. ТомскаГ.Е. Бутенко

/данные изъяты/ /данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/