Постановление по делу № 5-29/11 всупило в законную силу 18.04.2011.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Томск 06 апреля 2011г.

Судья Ленинского районного суда г. Томска Шаплова Л.С. (г. Томск, пл. Батенькова, 6), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Комитета записи актов гражданского состояния Томской области,

УСТАНОВИЛ

/дата обезличена/ главным государственным инспектором Ленинского района г.Томска по пожарному надзору ФИО1 проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в здании Комитета записи актов гражданского состояния Томской области по /адрес обезличен/.

Согласно протоколу об административном правонарушении /номер обезличен/ от /дата обезличена/ в ходе проверки выявлены нарушения «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-03) п.п.3 (НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» п. п. 4.3, 6.13, 6.18*, 8.4* 8.11 СНиП 21-01-97*; таб.3 НПБ 110-03; п.п. 1.12, 1.82 СНиП 2.08.02-89*); п. 16 Приложение № 3; 40; 44; 52; 53, а именно, не все лица, ответственные за пожарную безопасность, прошли курс пожарно-технического минимума, допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, который разрабатывается в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, зал регистрации не оборудован системой пожарной автоматики, на корпусах огнетушителей отсутствуют порядковые номера, выходы в лестничную клетку не оборудованы дверями 2-го типа, двери, расположенные на лестничной клетке первого этажа, не оборудованы уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания, дверь эвакуационного выхода из цокольного этажа закрыта на запоры, не обеспечивающие людям, находящимся внутри, возможности свободного открывания запора изнутри без ключа, под лестничным маршем цокольного этажа расположена мебель с находящимися в ней горючими материалами, эвакуационный путь из цокольного этажа загроможден мусором, на окнах в цокольном этаже установлены глухие решетки, дверь электрощитовой имеет предел огнестойкости менее 0,6 ч., помещение архива, расположенного в цокольном этаже здания, не защищено автоматической установкой пожаротушения, выход на чердак из лестничной клетки не оборудован противопожарной дверью 2-го типа, окна чердака не остеклены, отсутствует ограждение на кровле здания, на каждом отсеке цокольного этажа менее двух люков или окон шириной 0,9 м. и высотой 1,2 м.

В ходе судебного заседания установлено, что по /адрес обезличен/ находится Комитета записи актов гражданского состояния Томской области. Указанные нарушения создают угрозу жизни (здоровью) людей, за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 1ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно определению о передаче дела об административном правонарушении для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности от /дата обезличена/, дело передано для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Томска.

В судебном заседании законный представитель Комитета записи актов гражданского состояния Томской области ФИО2, действующий на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/ пояснил, что является начальником правового отдела Комитета записи актов гражданского состояния Томской области. Ряд нарушений Комитетом ЗАГС Томской области после получения предписания инспектора были устранены, а именно, на корпусы огнетушителей нанесены порядковые номера, зал регистрации оборудован системой пожарной автоматики, двери, расположенные на лестничной клетке первого этажа, оборудованы уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания, демонтирован запор, установленный на двери эвакуационного выхода из цокольного этажа и обеспечено закрывание двери на запор, позволяющий людям, находящимся внутри, его свободно открывать изнутри без ключа, на окнах цокольного этажа демонтированы глухие решетки, обеспечен предел огнестойкости двери электрощитовой не менее 0,6 ч., выход на чердак из лестничной клетки оборудован противопожарной дверью 2-го типа, лестничный марш цокольного этажа освобожден от горючих материалов, приняты меры к недопущению хранения горючих материалов под лестничным маршем впредь, эвакуационный путь из цокольного этажа очищен от мусора, приняты меры к недопущению нахождения мусора на эвакуационном пути из цокольного этажа, заключен договор на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов с название1, демонтированы глухие решетки на окнах цокольного этажа, заключен договор с название2 на приобретение модулей порошкового пожаротушения и монтаж данного оборудования в целях обеспечения помещения архива, расположенного в цокольном этаже здания, автоматической установкой пожаротушения, начата работа по оборудованию кровли здания ограждением, заключен договор с название3 по разработке декларации пожарной безопасности и расчету пожарных рисков, до получения которой оборудование выходов в лестничную клетку дверями 2-го типа, а также выполнение в каждом отсеке цокольного этажа не менее двух люков или окон шириной 0,75 м и высотой 1,5 м. является преждевременным. Ссылаясь на нормы абз.2 п.4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, пп.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом площади здания Комитета ЗАГС, функционального назначения отдельных помещений, количество сотрудников, находящихся на отдельных этажах и в отдельных кабинетах, полагает, что уровень пожарной опасности для людей, находящихся в здании, является допустимым. Отмечает, что в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденными приказом МЧС России от /дата обезличена/ /номер обезличен/, по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума обучаются работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях. Во исполнение указанного требования приказом Комитета ЗАГС Томской области от 26.02.2007 /номер обезличен/ назначены лица, ответственные за решение вопросов пожарной безопасности. Указанные лица прошли специальное обучение мерам пожарной безопасности, по итогам которого ими получены специальные удостоверения по изучению установленного минимума. Кроме того, во исполнение приказа Заместителя Главы Администрации (Губернатора) по вопросам безопасности и управлению делами Администрации Томской области от 16.12.2003 № 3-ПБ «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности в Администрации области и органах управления, не входящих в состав Администрации области» в каждом рабочем кабинете назначен сотрудник, ответственный за решение вопросов пожарной безопасности. Указанные лица периодически проходят противопожарный инструктаж. В соответствии с проектной документацией чердачное помещение здания снабжено слуховыми окнами, что позволяет осуществлять проветривание чердачных помещений. Однако в пункте 44 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» указано, что окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты. В данном Приказе речь идёт об окнах, а не о слуховых окнах, которые являются элементом вентиляции крыши. Исполнение требования застеклить чердачные слуховые окна может привести к повреждению кровли. На основании пункта 5.3 СНиП П-26-76 «Кровли», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 226, в числе мер, принимаемых для сохранения в должном состоянии кровли, указана вентиляция чердачного пространства путём устройства в покрытии слуховых окон. В соответствии с пунктом 4.6.1.25 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 необходимо обеспечить вентиляцию чердачных крыш за счет коньковых и карнизных продухов и слуховых окон; слуховые окна оборудуются жалюзийными решетками. В то же время пункт 44 Правил пожарной безопасности, включённый в общие Положения, которые регулируют вопросы пожарной безопасности как жилых, так и нежилых помещений, требует застеклить чердачные окна. Поскольку застеклить слуховые окна и оборудовать их жалюзийными решётками одновременно представляется невозможным, так как в этом случае будет утеряно их основное назначение, и это будет противоречить нормам правил технической эксплуатации, считает, что правила пожарной безопасности не включают в объём понятия чердачных окон слуховые окна. В случае если указанные окна будут застеклены и постоянно закрыты, это приведет к нарушению требуемого температурно-влажностного режима и создаст опасность износа стропильной системы. В протоколе указано, что Комитетом ЗАГС допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, который разрабатывается в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке. В то же время, основанием для данного замечания явилось лишь формальное наличие в техническом паспорте примечания, согласно которому проведена перепланировка помещений. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, требуется заказчику (застройщику) - гражданину или юридическому лицу, имеющему намерение осуществить строительство, реконструкцию. В данном случае требуется получение разрешения на строительство. Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» к числу работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства отнесен монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, в том числе стен и перегородок. Комитетом ЗАГС Томской области не было допущено изменения конструктивных и инженерно-технических решений, требующего составления проекта, получения разрешения, а также ухудшающего условия безопасной эвакуации.

Исследовав представленные материалы, нахожу обоснованным привлечение к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также и условия совершения административного правонарушения (пункт 6).

Во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса законодательно установленной обязанности, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оспариваемые положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как направленные на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеющие целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины, не могут расцениваться как нарушающие какие-либо права и свободы граждан.

В соответствии со ст. 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно Свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц /номер обезличен/ от /дата обезличена/ Комитет записи актов гражданского состояния зарегистрирован в качестве юридического лица.

В силу ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности в судебном заседании подтвердил главный государственный инспектор Ленинского района г.Томска по пожарному надзору ФИО1.

Согласно п. 10. ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.062003 № 313 (Правила) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.ч.1,3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. При этом система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащим выполнении требований пожарной безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, протоколом об административном правонарушении /номер обезличен/ от /дата обезличена/.

Следовательно, в действиях Комитета записи актов гражданского состояния Томской области содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуального законодательства при составлении и вручении протокола допущено не было, протокол составлен уполномоченным должностным лицом.

В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей,

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В судебное заседание доказательств того, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания представлено не было, более того, из пояснений представителя юридического лица, подтвержденных в судебном заседании инспектором по пожарному надзору, представленных документов, в том числе договора на выполнение работ по демонтажу решеток /номер обезличен/ от /дата обезличена/, акта проверки состояния и условий эксплуатации огнезащитных покрытий /номер обезличен/ от /дата обезличена/, договора подряда на установку автоматической системы пожаротушения /номер обезличен/ от /дата обезличена/, договора купли-продажи от /дата обезличена/, договора оказания услуг /номер обезличен/ от /дата обезличена/ следует, что значительная часть выявленных нарушений в настоящее время устранена.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, количество выявленных нарушений требований пожарной безопасности, существенность нарушений, а также, что значительная часть выявленных нарушений в настоящее время устранена, и считает возможным назначить минимальное наказание в виде предупреждения, и не применять административное приостановление деятельности Комитета записи актов гражданского состояния Томской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Комитет записи актов гражданского состояния Томской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Судья:подпись

Копия верна

Судья: Л.С.Шаплова