№ 5-64/11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 июня 2011 года судья Ленинского районного суда г. Томска (г. Томск, пл. Батенькова, 6) Мурашова Г.Г., рассмотрев в судебном заседании с участием Государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору Яковенко Е.В., представителя ООО «название1» ФИО2, при секретаре Трофимовой В.Н. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «название1» (<адрес обезличен>), установил: В отношении юридического лица ООО «название1» составлен протокол № 94 от 09 июня 2011 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Из акта № 24 от 09 июня 2011 года, составленного по факту проверки в период времени с 10 часов 00 минут 03 июня 2011 года по 09 июня 2011 года временного строения (киоска) «название2» ООО «название1», расположенного около дома по адресу <адрес обезличен>, следует, что ООО «название1» нарушены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) п.п. 24, 21, 13, п.108, приложение № 3 п. 15, 17. п.57, п.3 Правил, п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ 13 января 2003 года № 6, а именно: временное строение расположено от дома <адрес обезличен> на расстоянии 0,1 м; противопожарное расстояние между зданиями своевременно не очищено от горючего мусора; на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; огнетушители периодически не осматриваются и не проверяются; не проведены измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств. В подтверждение факта нарушения представлены: решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 31 мая 2011 года, распоряжение от 30 мая 2011 года, требование от 31 мая 2011 года, согласно которому директор ООО «название1» уведомляется о выездной проверке временного строения (киоска) «название2» ООО «название1», расположенного около дома по адресу <адрес обезличен>; акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 09 июня 2011 года, которым зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности в судебном заседании подтвердил государственный инспектор Ленинского района г. Томска по пожарному надзору Яковенко Е.В. В судебном заседании ФИО2, действующая по доверенности ООО «название1» <номер обезличен> от <дата обезличена>, признала вину общества в совершении административного правонарушения и пояснила, что в момент составления протокола нарушения, указанные в нем, имели место, однако в настоящее время часть нарушений, указанных в п.п. 2-5, устранена, оставшиеся нарушения будут устранены в ближайшее время. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из анализа указанной нормы права следует, что объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации. Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности. Согласно ст.1Федерального закона 22.07.2008 г. № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Исходя из ст. 3 указанного закона правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции). В соответствие со ст. 4 Федерального закона 22.07.2008 г. № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Исходя из ст. 5 указанного закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Согласно Свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц <номер обезличен> от <дата обезличена> ООО «название1» зарегистрировано в качестве юридического лица. Согласно п.п.1.1, 1.2 договора аренды <номер обезличен> от <дата обезличена> ООО «название3» в лице директора ФИО4 предоставляет ООО «название1» за плату во временное пользование торговое место <номер обезличен> площадью 6 м2 на рынке «название4». Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003г. № 313. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В силу приведенных норм, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается как на собственника, так и на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Учитывая изложенное, ООО «название1» является субъектом ответственности по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом, обязательным признаком административного правонарушения являются противоправность, виновность и наказуемость. Противоправность может быть выражена в виде действия либо бездействия. Таким образом, в силу изложенного, факт нарушений требований пожарной безопасности нашел свое подтверждение. В соответствии с ч.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушений при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенных правонарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Административное приостановление деятельности регламентировано ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что судья может приостановить деятельность организации, только если существуют одновременно несколько обстоятельств: первое обстоятельство - это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, причинение существенного вреда окружающей среде. Второе обстоятельство - за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности. И третье обстоятельство - тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение. Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не могут привести к самовозгоранию здания в целом или в его части в любой момент произвольно вследствие ненадлежащего состояния, что могло бы нести безусловную угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей. Однако, указанные нарушения могут способствовать ускорению процесса распространения огня, усилению задымленности, затруднят эвакуацию людей, тушение огня, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, может послужить причиной их гибели. Указанное свидетельствует о том, что выявленные нарушения являются основанием для приостановления деятельности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.1-30.3 КоАП РФ, судья постановил: Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «название1», административное наказание по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ в виде административного приостановления деятельности на сроктридцать суток. Постановление может быть обжаловано в Томский Областной суд в течение 10-ти дней. Судья