ПОСТАНОВЛЕНИЕ 04 июня 2011 года г. Томск Судья Ленинского районного суда г. Томска Будаева Ю.А., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Томска Тыняного В.А., главного государственного пожарного инспектора Ленинского района ФИО1, представителя ООО «Олимп» - адвоката Лейба В.П., действующей на основании доверенности, при секретаре Фельдштейн Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренным ст.20.4 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, совершенном юридическим лицом ООО «Олимп», у с т а н о в и л: ООО «Олимп» в соответствии с договором аренды нежилого помещения от <дата обезличена>, осуществляет деятельность по проведению лотереи в локальном лотерейном центре по <адрес обезличен>, рассчитанном на посещение неопределенным кругом лиц, в нарушение п. 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 дверь эвакуационного выхода в указанном центре закрыта на запор, не обеспечивая людям находящимся внутри возможность свободного открывания запора изнутри без ключа; в нарушение п. 53 Правил эвакуационный путь из цокольного этажа загроможден различными материалами; в нарушение п. 40 в помещении локального центра установлена перегородка (произведено изменение объемно планировочного решения) в результате которого ухудшается условия безопасной эвакуации людей; в нарушение п. 15 Правил распорядительным документом не установлен соответствующий предприятию пожарной опасности противопожарный режим; в нарушение п. 6, приложение № 1 Правил отсутствует инструктаж о мерах пожарной безопасности; в нарушение п. 57, п. 3 Правил, п. 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок, утвержден приказом Минэнерго РФ 13 января 2003 № 6, не проведены измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 ППБ 01-03) Нарушение правил противопожарной безопасности в здании с массовым пребыванием людей препятствует своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия опасных факторов пожара. В действиях ООО «Олимп» не обеспечившего исполнение правил пожарной безопасности в помещении локального лотерейного центра и импеются признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Представитель ООО «Олимп» Лейба В.П. суду пояснила, что они не в полном объёме согласны с нарушениями указанными прокурором Ленинского района и государственным пожарным инспектором. Согласно Плану эвакуации при пожаре и других ЧС из помещений локального лотерейного центра, <адрес обезличен>, цокольный этаж, согласованному начальником ОГПН Ленинского района г. Томска, в помещении ООО «Олимп» имеется только один эвакуационный выход. Данный эвакуационный выход свободен от предметов, проход не загроможден, отвечает всем требованиям Правил. Выход, который назван проверяющими эвакуационным выходом, таковым не является с точки зрения пожарной безопасности. Считают, что это дополнительный выход, и к нему не могут предъявляться требования, установленные п. 52 ППБ. Согласно п. 42 Правил в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. Локальный лотерейный центр ООО «Олимп» не является помещением с массовым пребыванием людей, рассчитано на одновременное пребывание не более 30 человек. Материалами дела не доказано, что данное помещение является помещением с массовым пребыванием людей. Наличие одного эвакуационного выхода соответствует требованиям Правил, согласовано с начальником ОГПН Ленинского района. По распоряжению директора ООО «Олимп» с двери запасного выхода снят замок, запирающийся на ключ, и установлен запор-задвижка. В помещении действительно установлена перегородка, не предусмотренная техническим паспортом помещения. Однако материалами дела не доказано, что данную перегородку установил ООО «Олимп», из-за неё произошло изменение объемно планировочного решения, в результате которого ухудшаются условия безопасной эвакуации людей. Перегородка не препятствует эвакуации в случае ЧС, она расположена вне зоны эвакуационного пути, выполнена из негорючих материалов, а также учтена на Плане эвакуации и согласована с начальником ОГПН Ленинского района г. Томска. Кроме того помещения, отгороженные перегородкой, оснащены всеми необходимыми средствами противопожарной безопасности. Данная перегородка не ухудшает условия безопасной эвакуации людей, как это предусмотрено п. 40 Правил. Ст. 27 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены категории зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности. Помещения, занимаемые ООО «Олимп» не являются помещениями пожарной опасности и на них не распространяются требования п. 15 Правил. При этом ООО «Олимп» разработаны Инструкция о мерах пожарной безопасности и Инструкция по мерам пожарной безопасности для локальных лотерейных центров, утвержденные директором ООО «Олимп» 01 марта 2011 года и отвечает требованиям к инструкциям о мерах пожарной безопасности, установленным Приложением № 1 к Правилам. В ООО «Олимп» имеются журналы регистрации инструктажей по пожарной безопасности на каждый локальный лотерейный центр. В частности, журнал на ЛЛЦ по <адрес обезличен> от <дата обезличена> Данный журнал предъявлялся проверяющим на стадии проведения проверки. Таким образом, нарушения п. 6, приложения № 1 Правил не допущено. При этом, пунктом 6 Правил, на которые ссылаются проверяющие, установлено, что такие инструкции должны быть разработаны для каждого взрывопожарного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.д.). Т.е. данный пункт не имеет отношения к помещениям 000 «Олимп». В соответствии с п. <дата обезличена> Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 года № 6 проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытания и измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем по графику, утверждаемому ответственным за электрохозяйство потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования. ООО «Олимп» арендует помещения по <адрес обезличен> с <дата обезличена> (договор аренды нежилого помещения от <дата обезличена>). При вводе сети электрического освещения в эксплуатацию ООО «Олимп» даже не существовало как юридического лица (оно зарегистрировано <дата обезличена>). <дата обезличена> (по истечении двух месяцев с момента начала аренды) ООО «Олимп» провело испытания сопротивления электрооборудования и получило Технический отчет <номер обезличен>. Заключение: результаты испытания соответствуют нормам. Таким образом, ООО «Олимп» провело испытания сопротивления в установленные законодательством сроки. Общие правовые основы обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994года N69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003г. № 313. В силу п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В силу приведенных норм, суд полагает, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Согласно договору аренды нежилых помещений от <дата обезличена> с планом помещений, сдаваемых в аренду, ООО «Олимп» арендует у ООО «название 1» нежилое помещение, расположенное подвального (цокольного) этажа в здании по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с номерами на поэтажном плане <номер обезличен> (площадью 23,9 кв.м) 14,15,16,17, VI общей площадью 124,5 кв.м. На основании Устава ООО «Олимп», является юридическим лицом, директором является Резник С.Ю. Согласно акту проверки от <дата обезличена> с приложенными фотографиями на 5 листах, которая была проведена в помещении центра ООО «Олимп» расположенного по адресу: <адрес обезличен>, установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности ООО «Олимп»: в нарушение п. 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 дверь эвакуационного выхода в локальном лотерейном центре закрыта на запор, не обеспечивая людям находящимся внутри возможность свободного открывания запора изнутри без ключа; в нарушение п. 53 Правил эвакуационный путь из цокольного этажа загроможден различными материалами; в нарушение п. 40 в помещении локального центра установлена перегородка (произведено изменение объемно планировочного решения) в результате которого ухудшается условия безопасной эвакуации людей; в нарушение п. 15 Правил распорядительным документом не установлен соответствующий предприятию пожарной опасности противопожарный режим; в нарушение п. 6, приложение № 1 Правил отсутствует инструктаж о мерах пожарной безопасности; в нарушение п. 57, п. 3 Правил, п. 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок, утвержден приказом Минэнерго РФ 13 января 2003 № 6, не проведены измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств. Исследовав представленные материалы, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к выводу о доказанности совершения правонарушения юридическим лицом ООО «Олимп», предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности в судебном заседании подтвердил главный государственный инспектор Ленинского района г.Томска по пожарному надзору ФИО1 Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащим выполнении требований пожарной безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ Так, в силу п. 52 ППБ, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. Данное нарушение полностью нашло своё подтверждение в судебном заседании и не опровергается представителем ООО «Олимп». Утверждение представителя юридического лица о том, что запасной выход в помещении не является эвакуационным, опровергается пояснениями инспектора ФИО1 В настоящее время данное нарушение было устранено, что подтвердил ФИО1 Согласно п. 53 ППБ, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами. Указанное нарушение, совершённое ООО «Олимп», также нашло своё подтверждение материалами дела, в том числе фотографиями, приложенными к акту и не опровергается представителем ООО «Олимп». В настоящее время данное нарушение также устранено. Согласно п. 40 ППБ, в зданиях, сооружениях организаций запрещается производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей. В судебном заседании установлено, что в арендуемом помещении действительно произведено изменение объёмно-планировочных решений, однако не доказано что вследствие перепланировки ухудшились условия безопасной эвакуации людей. Согласно п. 15 ППБ, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; а также регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. В силу п. 6 ППБ, на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка. На момент проверки данные нарушения имели место, что подтверждается материалами дела. Так, из пояснений пожарного инспектора ФИО1 следует, что на момент проверки указанные сведения им предоставлены не были. В судебное заседание представитель ООО «Олимп» представила документы об устранении нарушений. Согласно п. 57 ППБ, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Так, данное требование на момент проверки не было соблюдено, что признал представитель ООО «Олимп», однако в данное время данное нарушение также устранено, что подтверждается представленными документами. В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом обязательным признаком административного правонарушения являются противоправность, виновность и наказуемость. Противоправность может быть выражена в виде действия либо бездействия. Суд считает, что факт противоправного поведения ООО «Олимп» в судебном заседании установлен и подтвержден как объяснениями представителя юридического лица, так и письменными доказательствами, поэтому ООО «Олимп» является субъектом административной ответственности. В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Административное приостановление деятельности регламентировано ст. 3.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что судья может приостановить деятельность организации только если имеется угроза возникновения последствий, которые могут наступить, если не приостановить деятельность, а именно угроза жизни или здоровью людей, а также в случае, когда за совершенное нарушение предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания не предотвратит повторное нарушение. В настоящий момент значительная часть нарушений ООО «Олимп» устранил, что не опровергает пожарный инспектор ФИО1 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлекут последствия, создающие угрозу жизни и здоровью сами по себе, их наличие не может привести к самовозгоранию помещения в целом или в его части в любой момент, произвольно вследствие ненадлежащего состояния, что могло бы нести безусловную угрозу жизни и здоровью находящимся в здании людям. Указанные нарушения, безусловно, могут затруднить возможность эвакуации в случае возникновения пожара. Однако первопричиной пожара вследствие описанного состояния они явиться не могут. Указанное свидетельствует о том, что выявленные нарушения не могут быть безусловным основанием для приостановления деятельности. В то же время, их наличие может являться основанием для возложения иного вида ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, суд полагает возможным применить наказание в виде штрафа в сумме 20000 руб. При этом суд учитывает имущественное положение юридического лица, источник его финансирования, отсутствие сведений о том, что ранее данное юридическое лицо привлекалось к административной ответственности. На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10, 30-1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд, п о с т а н о в и л: Обществу с ограниченной ответственностью «Олимп» назначить наказание в виде административного штрафа 20000 рублей (двадцать тысяч рублей) за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст. ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма административного штрафа подлежит зачислению на счет федерального казначейства по прилагаемым реквизитам для заполнения платежного документа: Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (ГУ МЧС РФ по Томской области) ИНН: 701710 6784 КПП администратора 701701001 Код ОКАТО 69401000000 Номер счета получателя платежа 401018 109000000100 07 Наименование банка ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области БИК: 046902001 Код бюджетной классификации 177 1 16 27000 01 0000 140 Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течении 10 суток со дня его вынесения. Судья: подпись Копия верна: Судья Будаева Ю.А.