ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Томск 25 апреля 2011 г.
Судья Ленинского районного суда г. Томска Мысливцев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27»,
УСТАНОВИЛ:
В отношении ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» составлен протокол номер обезличен дата обезличена об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу в здании общежития ГОУ НПО «Профессиональное училище № 27», расположенном адрес обезличен выявлены нарушения «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), п. 3 (п.п. 6.13, 6.18*, 6.25* СНиП 21-01-97*, НПБ 110-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*), п. 16 Приложение № 3 п.п. 13, 23, 36, 40, 44, 60, 61, 64, 51, 52, 53 а именно: не проведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; в подвальном помещении под лестничным маршем 1 этажа допущено хранение горючих материалов; в подвальном помещении под лестничным маршем 1 этажа, на 1, 2 и 4 этажах на светильниках отсутствуют колпаки; в подвальном помещении дверь электрощитовой имеет предел огнестойкости менее 0,6 ч.; эвакуационный путь из подвального помещения и в левой части здания 1 этажа загроможден мебелью и мусором; подвальные помещения, а также помещения 1, 2, 3 этажей, жилые комнаты 4 этажа не заблокированы автоматической установкой пожарной сигнализации; в помещениях 1 и 3 этажей здания на корпусах огнетушителей отсутствуют порядковые номера; выходы в лестничные клетки 1, 3, 2 и 4 этажей здания не оборудованы дверями 2 типа; двери, расположенные на лестничных клетках 1, 2, 3 и 4 этажей не оборудованы уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания; под лестничным маршем 1 этажа допущено хранение мебели; на видных местах 1, 2, 3 и 4 этажей здания не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; на 1 этаже здания отсутствуют знаки пожарной безопасности; дверь эвакуационного выхода в левой части здания 1 этажа закрыта на запор, не обеспечивающий людям, находящимся внутри, возможности свободного открывания запора изнутри без ключа; дверь эвакуационного выхода, расположенного в правой части 1 этажа, открывается не по направлению выхода из здания; пол в коридоре и ступень лестничного марша, ведущего к эвакуационному выходу, в левой части 1 этажа, а также перегородки в общих коридорах 1, 2 этажей здания на путях эвакуации выполнены из горючего материала, стены на путях эвакуации 1, 2, 3 и 4 этажей окрашены горючими материалами либо имеют горючую отделку; эвакуационный выход в левой части здания 1 этажа не приведен в соответствие с проектным решением и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; не все двери эвакуационных выходов из общежития обеспечены световыми указателями «Эвакуационный выход»; окно чердака не остеклено. Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей. Присутствовавший при составлении протокола /данные изъяты/ ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» ФИО1 согласился с выявленными нарушениями, пояснил, что они будут устранены в ближайшее время.
За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности.
В подтверждение факта нарушений представлены:
- копия распоряжения Главного государственного инспектора Ленинского района г.Томска по пожарному надзору номер обезличен дата обезличена, согласно которому государственному инспектору Ленинского района г. Томска по пожарному надзору ФИО4 предписано осуществить внеплановую выездную проверку здания общежития ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27», расположенного адрес обезличен, с целью выявления нарушений требований пожарной безопасности, на основании поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2 дата обезличена номер обезличен;
- копия акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности номер обезличен дата обезличена, которым зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности, впоследствии указанные в протоколе об административном правонарушении;
- определение Главного государственного пожарного инспектора Ленинского района г.Томска по пожарному надзору ФИО3 дата обезличена, согласно которому данное дело передано в Ленинский районный суд г. Томска для решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.
В судебном заседании представитель ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» ФИО1, назначенный на должность приказом начальника Управления начального профессионального образования Администрации Томской области дата обезличена номер обезличен, признал вину в совершенном административном правонарушении и пояснил, что в момент составления протокола действительно все нарушения, указанные в нём имели место, однако в настоящее время, в связи с вынесением предписания, большая их часть устранена, оставшиеся нарушения будут устранены в ближайшее время.
Участвующий в рассмотрении дела государственный пожарный инспектор Ленинского района г. Томска ФИО3 подтвердил факт выявленных нарушений, и подтвердил, что действительно имеет место их частичное устранение. Однако, до настоящего времени помещения общежития не оборудованы пожарной сигнализацией, стены окрашены горючими материалами (масляной краской), электрощитовая в подвале не оборудована дверью с пределом огнестойкости 0,6 часов, эвакуационный выход 1 этажа не приведён в соответствие с проектным решением и требованием и требованиям нормативных документов (перегорожен трубой отопления),
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.
В соответствии с требованиями ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права УФРС по Томской области от дата обезличена ГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» является юридическим лицом, имеет юридический адрес обезличен, в оперативном управлении которого находится жилое строение адрес обезличен
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационо-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003г. № 313.
В силу п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу приведенных норм, суд полагает, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Учитывая передачу здания общежития адрес обезличен ГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» оно может являться субъектом ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, как следует из п. 3 Правил, установлены, кроме того, в Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
Согласно п. 16 Приложения № 3 ППБ 01-03 каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
Согласно п. 13 ППБ 01-03 во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Согласно п. 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Согласно п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается в лестничных клетках и поэтажных коридорах хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках мебель и другие горючие материалы.
Согласно п. 44 ППБ 01-03 окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
Согласно п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Согласно п. 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Согласно п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, марши лестниц) мусором и другими предметами, устраивать на путях эвакуации устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.
Согласно п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно п. 61 ППБ 01-03 объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии.
Согласно п. 64 ППБ 01-03 отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение.
Согласно п. 3 ППБ 01-03 (НПБ 110-03) здания (общежития) и помещения целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи “01” Государственной противопожарной службы.
Согласно п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* двери электрощитовых камер и других пожароопасных технических помещений должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч.
Согласно п. 6.13 СНиП 21-01-97* в зданиях высотой не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 чел. и при оборудовании выхода в лестничную клетку дверями 2-го типа.
Согласно п. 6.18* СНиП 21-01-97* лестничные клетки должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Согласно п. 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В ходе судебного заседания факт наличия вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности на момент составления протокола об административном правонарушении (дата обезличена) нашел своё подтверждение. Он подтверждается исследованными материалами – протоколом об административном правонарушении, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности номер обезличен дата обезличена., не оспаривается представителем ГОУ НПО «Профессиональное училище № 27».
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом обязательным признаком административного правонарушения являются противоправность, виновность и наказуемость. Противоправность может быть выражена в виде действия либо бездействия. Факт противоправного поведения ГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» в судебном заседании не установлен, в то же время, по мнению суда, имеет место факт противоправного бездействия. Должностными лицами ГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» не были выполнены возложенные на них обязанности действовать определенным образом (в силу предписаний закона и иных нормативных актов), хотя для их выполнения имелись объективные возможности.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенных правонарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из пояснений участников процесса, представленного акта внеплановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности номер обезличен дата обезличена, выявленные нарушения, по мнению суда, являются существенными.
Административное приостановление деятельности регламентировано ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств: первое обстоятельство - это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, причинение существенного вреда окружающей среде. Второе обстоятельство - за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности. И третье обстоятельство - тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выявленные и неустранённые до настоящего времени нарушения не повлекут последствия, создающие угрозу жизни и здоровью сами по себе, их наличие не может привести к самовозгоранию здания в целом или в его части в любой момент произвольно вследствие ненадлежащего состояния, что могло бы нести безусловную угрозу жизни и здоровья находящимся в здании людям. Указанные нарушения, безусловно, могут способствовать ускорению процесса распространения огня, затруднить возможность эвакуации в случае возникновения пожара. Однако первопричиной пожара вследствие описанного состояния они явиться не могут. Указанное свидетельствует о том, что выявленные нарушения не могут быть безусловным основанием для приостановления деятельности. В то же время их наличие может являться основанием для возложения иного вида ответственности, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, суд полагает возможным применить наказание в виде штрафа.
При определении размера наказания суд учитывает имущественное положение юридического лица, источник его финансирования, а также факт оперативного реагирования его руководства на выявленные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 27» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК МФ РФ по Томской области (УВД по ТО)
/данные изъяты/
/данные изъяты/
/данные изъяты/
/данные изъяты/
/данные изъяты/
/данные изъяты/
/данные изъяты/
/данные изъяты/
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Д.Ю. Мысливцев