Мировой судья Мазылевская Н.В. Дело № 11-65/11
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е16 февраля 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Киселёва К.И.
при секретаре: Захаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы безопасности России по Смоленской области на решение мирового судьи судебного участка №7 г.Смоленска от 29 ноября 2010г.,
установил:
Мамкович Н.Е. обратился в суд с требованием к ответчику о предоставлении социальных льгот предусмотренных Федеральным Законом «О статусе военнослужащих». В обоснование правовой позиции привел ссылки на то, что, находясь ранее на пенсионном обеспечении ФСБ России, он получал ряд соответствующих льгот. С 2006г. ему выплачивается пенсия госслужащего по линии Пенсионного фонда РФ. С указанного периода предоставление льгот прекращено, обращение в Управление на предмет их восстановления положительного результата не принесло.
Решением мирового судьи судебного участка №7 г.Смоленска от 29 ноября 2010г. на Управление ФСБ РФ по Смоленской области возложена обязанность по принятию мер способствующих реализации Мамковичем Н.Е. права получать отмеченные льготы, взыскана денежная компенсация на санаторно-курортное лечение за 2008-2010г.г. в размере <данные изъяты> руб. за счет средств федерального бюджета.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене судебного акта. Отмечается ошибочность выводов суда первой инстанции, неверное применение норм материального и процессуального права при разрешении спора. Особо отмечается, что Управление не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статья 39 Конституции РФ провозглашает право граждан на получение государственных гарантий социального обеспечения, предоставляемых в соответствии с положениями законодательства.
В силу п.5 ч.2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
При этом Федеральным законом "О статусе военнослужащих" установлено, что социальная защита граждан, уволенных с военной службы, предусматривает реализацию социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст.3).
Правовые и социальные гарантии военнослужащим, предусмотренные названным Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены иными нормативными правовыми актами иначе как путем внесения изменений и дополнений именно в этот законодательный акт (п. 2 ст. 4).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" связывает возможность получения социальных гарантий с основаниями увольнения граждан с военной службы и ее продолжительностью, а не с фактором получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, включая Федеральную Службу безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" военнослужащим по их желанию могут назначаться пенсии на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, не осуществляющими полномочия по обеспечению реализации социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
По делу установлено, что Мамкович Н.Е., являясь ветераном военной службы, состоял на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ по Смоленской области, получая льготы, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В период с 1987г., после увольнения с военной службы по выслуге лет, он осуществлял трудовую деятельность в Департаменте сельского хозяйства Смоленской области.
В 2006г. осуществлено назначение истцу пенсии по линии Пенсионного фонда РФ, с указанного периода Мамковичем Н.Е. осуществлен переход на пенсионное обеспечение государственного служащего. При этом с 01 апреля 2006г. истцу прекращено предоставление социальных гарантий и компенсаций: санаторно-курортного лечения и денежной компенсация на него; права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортном на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Мировой судья, исходя из установленных по делу обстоятельств, удовлетворяя заявленные требования, пришел к обоснованному выводу о состоятельности предъявленного иска.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства, а также положения Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" не ставят возможность предоставления совокупности отмеченных льгот в зависимость от избранного гражданином порядка получения пенсионного обеспечения, императивно возлагая выполнение перечисленных обязанностей непосредственно на федеральные органы исполнительной власти (в том числе ФСБ России) (п.9), в которых предусмотрена военная служба.
В этой связи, суждение Управления о том, что надлежащим ответчиком по заявленному иску является Министерство финансов РФ, отвергается апелляционной инстанцией.
По этой же причине не могут быть признаны заслуживающими внимания и ссылки в апелляционной жалобе на то, что право на получение путевок в санатории и дома отдыха в соответствии с п.13 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утв.Приказом ФСБ РФ от 25 мая 2007г. №266 реализуется по месту пенсионного обеспечения - в ракурсе предоставления истцу пенсии государственного служащего.
Возможность реализации права на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения уволенных со службы военнослужащих и членов их семей при получении пенсии не в органе, где предусмотрена военная служба, не основана на нормах права - при том, что действующим законодательством не установлена взаимообусловленность получения пенсионного обеспечения в конкретном органе и права на получение определенных социальных гарантий и компенсаций в связи с прохождением военной службы, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Соответственно, то обстоятельство, что истец состоит на пенсионном обеспечении по линии Пенсионного фонда РФ, не может умалять гарантированное ему законом право на получение льгот за счет средств федерального бюджета, выделяемых Федеральной службе безопасности на реализацию ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указание на отсутствие достаточных денежных средств, необходимых для финансирования решения поставленного истцом вопроса, нельзя признать заслуживающим внимания. Наличие такого обстоятельства не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей. Размер денежной компенсации подлежащей выплате истцу на санаторно-курортное лечение за период с 2008 по 2010г. при разбирательстве дела не оспаривался.
Доводы представителя ответчика об отсутствии в материалах дела доказательств соблюдения Мамковичем Н.Е. заявительного порядка назначения и выплаты компенсации за проезд в санаторно-курортные учреждения, основанием для отказа в удовлетворении иска, при установлении судом наличия у истца соответствующего права, служить не может.
Утверждение о допущенных процессуальных нарушениях проверялись апелляционной инстанцией, однако объективного подтверждения не нашли. Поскольку заявленный Мамковичем Н.Е. спор носит имущественный характер, обусловленный наличием у истца денежных требований к ответчику, размер которых не превышает 50 000 руб., в силу ст.ст.23-24 ГПК дело правомерно разрешено мировым судьей в качестве суда первой инстанции.
При таком положении, судебное постановление признается законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к спорным правоотношениям сторон. Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции надлежаще, решение содержит исчерпывающие и мотивированные выводы суда, вытекающие из установленных фактов, в связи с чем, апелляционная инстанция не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения жалобы ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка №7 г.Смоленска от 29 ноября 2010г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы безопасности России по Смоленской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья К.И.Киселёв