решение суда по заявлению об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,



Дело №2-3211/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Малиновской И.Э.

при секретаре Королеве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора района г. Смоленска к администрации об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Прокурор района г. Смоленска с учетом уточненных требований обратился в суд с заявлением в защиту прав свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, оспаривая бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги от дома 6 по ул.М до дома 3 по ул.К установленным правилам, техническим нормам и другим нормативным документам в виде оборудования металлическим ограждением указанного участка дороги. Указав, что бездействия со стороны администрации лишает возможности неопределенный круг граждан РФ безопасно проходить и проезжать по указанным улицам города, являющимися зоной повышенной опасности. Сложившееся положение может стать причиной новых дорожно-транспортных происшествий и не позволяет органам Госавтоинспекции в полной мере обеспечивать безопасное движение автотранспорта и пешеходов на указанных участках.

В судебном заседании прокурор Заднепровского г. Смоленска - Ж. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель Администрации - Н. требования не признала. Не оспаривая наличие указанных в заявлении нарушений, указывает, что Администрацией г.Смоленска предпринимаются меры к их устранению, однако достаточными денежными средствами для устранения указанных недостатков администрация г.Смоленска не располагает.

Управление по Смоленской области, извещенное надлежащим образов в суд не явился, представителя не направил, возражений по существу заявленных прокурором требований не представил.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В статье 3 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); содержание автомобильной дороги, это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

Согласно ст. 41 Устава г. Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164, решение вышеуказанных вопросов относится к компетенции Администрации г. Смоленска.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, государственным стандартом РФ ГОСТ 26804-86 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 19.12.1985 г. № 242, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Согласно п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 26804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

В силу п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст, ограждение дорожное - это устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

В соответствии с п. 9.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 г. № 233, дорожные ограждения по условиям применения разделяются на две группы. К ограждениям первой группы относятся барьерные конструкции (высотой не менее 0,75 м) и парапеты (высотой не менее 0,6 м), предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, а также столкновений со встречными транспортными средствами и наездов на массивные препятствия и сооружения.

Согласно п. 9.3. 2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ограждения первой группы должны устанавливаться на обочинах участков автомобильных дорог I - IV категорий: проходящих по насыпям крутизной откоса 1:3; расположенных параллельно железнодорожным линиям на расстоянии до 25 м от кромки проезжей части.

Судом установлено, что в ходе обследования 26.10.2009 г. улично-дорожной сети Заднепровского района г.Смоленска на опасном участке дороги, расположенном по ул.Московский Большак и ул.Калинина отсутствуют металлические ограждения.

26.11.2009 г. инспектором ГИБДД УВД по Смоленской области администрации города Смоленска выдано предписание об устранении выявленных недостатков в течении 5 суток.

Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03.11.2009 г. указанные в предписании недостатки не устранены, в связи с чем составлен протокол об административной ответственности предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Главы города Смоленска.

После повторного обследования участка дороги по ул. М и ул.К, составлен акт от 06.05.2010 г. из которого следует, что указанные ранее в предписании от 26.10.2009 г. недостатки так же не устранены.

Выше приведенные обстоятельства сторонами не оспариваются, как и не оспаривается то обстоятельство, что на день принятия решения по возникшему спору выявленные нарушения не устранены.

Таким образом, на день рассмотрения дела в суде указанные в предписании недостатки по установлению ограждения на автомобильной дороге не устранены.

Администрацией в рамках распределения обязанностей по доказыванию. установленных ст. 249 ГПК РФ, не представлено достоверных, убедительных и неоспоримых доказательств, опровергающих установленные выше обстоятельства дела, тогда как обязанность по доказыванию законности оспариваемого прокурором района г. Смоленска бездействия лежит на ней, отсутствие достаточных финансовых средств в данном случае так же не является и не относится к обстоятельствам которые могут быть приняты судом в обоснование отказа в заявленных требованиях, при наличии обстоятельств установленных и приведенных в решении выше.

При таком положении, суд находит заявление прокурора района г. Смоленска, предъявленное в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению, с возложением на Администрацию обязанности по принятию исчерпывающих мер по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги от дома 6 по ул.М до дома 3 по ул.К установленным правилам, техническим нормам и другим нормативным документам в виде оборудования металлическим ограждением указанного участка дороги. В связи с непринятием указанных мер неопределенный круг граждан РФ лишается возможности безопасно проходить и проезжать по указанным улицам города, являющимися зоной повышенной опасности. Сложившееся положение может стать причиной новых дорожно-транспортных происшествий и не позволяет органам Госавтоинспекции в полной мере обеспечивать безопасное движение автотранспорта и пешеходов на указанных участках.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора района г. Смоленска об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Обязать Администрацию принять меры по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги от дома 6 по ул.М до дома 3 по ул.К г.Смоленске установленным правилам, техническим нормам и другим нормативным документам в виде оборудования металлическим ограждением указанного участка дороги в течение двух месяцев с даты вступления данного решения в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий Малиновская И.Э.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200