решение суда по иску о возложении обязанности по заключению договора найма жилого помещения,



Дело № 2-

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Коженовой Т.В.

при секретаре Вороновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по заключению договора найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

К. обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о заключении договора социального найма жилого помещения. В обоснование иска указал, что с 13 июня 1980 г. по настоящее время проходит службу по контракту в Вооруженных силах РФ. 21 января 2010 года жилищной комиссией войсковой части ему как нуждающемуся в улучшении жилищных условий была предоставлена жилая площадь- квартира дома корпус по ул.М. г.С. и в установленном порядке документы были поданы в администрацию города для издания постановления о предоставлении ему квартиры как нуждающемся военнослужащему, подлежащему увольнению, однако документы были возвращены в Смоленскую КЭЧ со ссылкой, что он не является малоимущим.

В судебном заседании истец К. Поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Г. В судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что спорное жилое помещение ранее уже предоставлялось военнослужащему и в связи с его выездом было предоставлено истцу, отказ в заключении договора социального найма нарушает права истца, предусмотренные ст.15 п.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Представитель ответчика администрации г.Смоленска С. исковые требования не признал, пояснил, что отказ администрации города Смоленска правомерен на том основании, что в соответствии с п.1-2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются лишь гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими.

Третье лицо Смоленская КЭЧ представителя в судебное заседание не направила, в представленном суду отзыве выразила согласие с заявленными требованиями истца К.

Заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.15 Федерального Закона № 76-ФЗ от 27.05.1998г.( с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2010г. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п.5).

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Ф РФ.

Судом установлено, что КВ. является старшим прапорщиком, с 13 июня 1980 года по настоящее время проходит службу по контракту в Вооруженных Силах РФл.д.10).

С 07.02.1992 года состоит на учете в Смоленской КЭЧ района в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с составом семьи один человек.

22 января 2010 года решением жилищной комиссии войсковой части № 5(протокол № от 22.01.2010г.) постановлено распределить однокомнатную квартиру по адресу: г.С, ул.М.,д., корпус кв. общей площадью 31,6 кв.метра К.

Согласно справки командира в/ч К. Имеет выслугу 26 лет 6 месяцев, подлежит увольнению с военной службы в запас по подпункту «А» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе( по достижению предельного возраста пребывания на военной службе), за время прохождения службы в войсковой части жилищный сертификат не получал л.д.14-16).

В настоящее время ст.прапорщик К. Находится в распоряжении и не может быть уволен из рядов ВС РФ до обеспечения жилым помещением.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества от 05.07.2010 года № на основании постановления Главы г.Смоленска от 29.11.2007г. № квартира №, дома, корпус, ул.М., г.С числится в муниципальной собственности, номер объекта учета по реестру

Из имеющегося в материалах дела копии ордера № от 28.03.1989г. Усматривается, что указанная выше квартира предоставлялась военнослужащему С. на семью из трех человек л.д.28). В настоящее время он с семьей выехал, освободив квартиру.

Ходатайство Смоленской КЭЧ о заселении указанной выше квартиры военнослужащим К. было направлено в администрацию города Смоленска 07.04.2010 года письмом №.

В ответе № от 26.04.2010 года на это обращение администрация г.Смоленска указала, что муниципальное жилье не может быть предоставлено военнослужащим МО РФ без наделения муниципального образования «Город Смоленск» соответствующими полномочиями. л.д.9).

С учетом изложенного, суд находит требование К. о возложении обязанности по заключению договора найма жилого помещения на квартиру №, дома, корпус, ул.М., г.С. на администрацию г.Смоленска обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Преимущественное право на получение военнослужащими квартир независимо от принадлежности их к государственному или муниципальному жилищному фонду подтверждено Конституционным Судом РФ. В своих определениях от 25.12.2003г. № 453-О и от 22.04.2004г. № 170-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» и Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки К. На нарушение её конституционных прав и свобод п.5 ст.15 Федерального Закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указано, что военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище ( статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи(заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а поэтому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

В соответствии со ст. ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы, понесенные истцом на участие представителя, разумный размер которых суд определяет в 3 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования К. к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию города Смоленска заключить с К. договор социального найма на жилое помещение квартиру № дома корпус по ул. М. г.С.

Взыскать с администрации г.Смоленска расходы, понесенные истцом на услуги представителя в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий судья Коженова Т.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200