Дело № 2-3268/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2010г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Киселёва К.И.
при секретаре: Захаровой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Смоленска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации г.Смоленска и возложении обязанности по очистке территории путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска предъявил в суд требование в защиту прав свобод, и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, отмечая неправомерность бездействия муниципалитета, выразившегося в непринятии надлежащих мер по очистке территории городского округа ( ул.Циолковского, напротив въезда в детский сад «Пчелка»).
В этой связи приведены ссылки на наличие безусловных оснований к возложению на Администрацию г.Смоленска обязанности по организации мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на соответствующей территории (уточненные требования). Непринятие таких мер влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Помощник прокурора Медников Р.Л. поддержал уточненные требования.
Представитель Администрации г.Смоленска Лавриненко А.С. заявленные требования не признала. Не оспаривая наличие на вышеуказанной улице мусора и бытовых отходов, указала на незначительную загрязненность соответствующей территории, которая может быть устранена в рабочем (внесудебном) порядке. Кроме того, отметили, что государственная собственность на соответствующий земельный участок не разграничена, что исключает обязанность органа местного самоуправления по уборке сквера и предполагает несение бремени содержания данного недвижимого имущества органом, уполномоченным распоряжаться данным земельным участком - Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.2, п.18 ч.1 ст.14, п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа. При этом по правилам ч.2 ст.18 того же Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В п.3 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно п.1 ст.13 того же Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
По делу установлено, что Администрацией г.Смоленска вопреки требованиям действующего законодательства не принимаются исчерпывающие меры направленные на осуществление сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в районе ул.Циолковского г.Смоленска напротив въезда в детский сад «Пчелка».
В частности, в ходе проведенного 19.05.2010г. прокуратурой Ленинского района г.Смоленска и Департаментом Смоленской области по природным ресурсам обследования, установлено наличие в указанном месте значительного количества отходов производства и потребления л.д.4).
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле достоверными письменными доказательствами л.д.4, 11), в том числе письменное отношение и.о.Главы города Смоленска от 02.07.2010г., в котором органом местного самоуправления признан факт наличия соответствующей несанкционированной свалки л.д.11), а также представленными суду фотоматериалами л.д.15).
Убедительных и неоспоримых доказательств, опровергающих состоятельность суждений прокурора относительно ненадлежащего исполнения Администрацией г.Смоленска возложенных на нее законом обязанностей по организации уборки (сбора и вывоза бытовых отходов и мусора) соответствующей территории, органом местного самоуправления в ходе разбирательства дела не представлено (ст.249 ГПК РФ).
По смыслу приведенных выше законоположений организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городского округа, предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы значительного круга населения города Смоленска.
Поскольку указанные вопросы местного значения Администрацией г.Смоленска должным образом не решаются, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению и с учетом правил ч.2 ст.206 ГПК РФ возлагает на последнюю обязанность по принятию в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу исчерпывающих мер по организации мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с вышеуказанной территории.
Доводы представителя органа местного самоуправления о том, что ответственным за уборку соответствующей территории, государственная собственность на которую не разграничена, является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, как орган, уполномоченный на распоряжение подобного рода земельными участками, со ссылками на положения ст.210 ГК РФ, признаются судом несостоятельными.
По смыслу положений п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в отношении упомянутых выше земельных участков до момента разграничения собственности на них между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, такие участки не могут быть признаны принадлежащими кому-либо из указанных субъектов права, что, однако, согласно п.10 ст.3 упомянутого федерального закона не является препятствием для распоряжения ими.
Ввиду неопределенности титульного владельца соответствующего земельного участка, принимая во внимание тот факт, что в соответствии с правилами ст.210 ГК РФ случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены федеральными законами, а в силу правил п.18 ч.1 ст.14, п.24 ч.1 ст.16, ст.18 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.8, п.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора за счет местного бюджета, то обстоятельство, что территория улицы Циолковского г.Смоленска относится к неразграниченной по собственности территории, основанием для отказа в удовлетворении представленного заявления служить не может.
Ссылки представителя Администрации г.Смоленска на то, что на орган местного самоуправления может быть возложена обязанность только по ликвидации несанкционированной свалки мусора (самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв.м. и объемом свыше 30 куб.м. – п.1.4 Правил благоустройства города Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800), а не организация сбора и вывоза незначительных объемов бытовых отходов и мусора, являются необоснованными, поскольку закон не ставит решение органом местного самоуправления названных вопросов в зависимость от характера и масштабов загрязнения соответствующей территории в пределах городского округа.
Нельзя согласиться и с утверждениями представителей Администрации г.Смоленска об отсутствии в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием необходимых финансовых возможностей.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете города Смоленска достаточных денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не освобождает Администрацию г.Смоленска от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г.Смоленска в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры по организации мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории Ленинского района г.Смоленска по ул.Циолковского г.Смоленска напротив въезда в детский сад «Пчелка».
На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий К.И. Киселёв