Дело № 2-2308/10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2010 года
Ленинский районный суд г.Смоленскав составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Васильковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х к ГУ – управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Х обратился в суд с иском к ГУ -управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, указав, что ответчик необоснованно не зачел в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с 29 октября 1977 года по 01 ноября 1979 года, а также периоды его работы с 03 августа 1984 года по 30 июня 1987 года в должности тренера-преподавателя Смоленского совета ДСО «Урожай» и с 01 января 2001 года по 31 августа 2009 года в должности тренера преподавателя СДЮСШОР №2. Истец просил обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с 31 августа 2009 года – со дня обращения в ГУ –управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска с заявлением о назначении пенсии.
Х заявленный иск дополнил и с учетом выполнения педагогической работы по настоящее время просил включить в специальный стаж период работы в должности тренера - преподавателя СДЮСШОР №2 с 01 января 2001 года по 27 июля 2010 года.
В судебном заседании Х иск о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости поддержал, просил обязать ГУ -управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска назначить ему досрочную пенсию с 31 августа 2009 года – со дня обращения в ГУ –управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска с заявлением о назначении пенсии.
Представитель ГУ - управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска Александрова Т.В. в судебном заседании заявленный иск не признала ссылаясь на обстоятельство отсутствия у истца необходимого педагогического стажа (не менее 25 лет), поскольку действующим законодательством зачет в специальный стаж работы спорных периодов не предусмотрен.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусматривают должность тренера - преподавателя учреждений дополнительного образования, а также детского -юношеских спортивных школ.
31 августа 2009 года Х обратился в ГУ –управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
В назначении Х досрочной трудовой пенсии решением ГУ –управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска от 15 октября 2009 года было отказано со ссылкой на отсутствие у истца 25-летнего необходимого специального л.д.7-8). В специальный стаж истца не были включены: период прохождения военной службы по призыву с 29 октября 1977 года по 01 ноября 1979 года, периоды его работы с 03 августа 1984 года по 30 июня 1987 года в должности тренера-преподавателя Смоленского совета ДСО «Урожай», с 01 января 2001 года по 31 августа 2009 года в должности тренера преподавателя СДЮСШОР №2.
В период времени с 29 октября 1977 года по 01 ноября 1979 года, когда Х проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, следовательно, действовавшее в период службы Смирнова А.М. Положение от 17.12.1959 года № 1397 подлежит применению к возникшим правоотношениям, а само время службы, которое относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежит включению в специальный стаж независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается только на основании федерального закона и лишь в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со Списками в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается работа тренера-преподавателя во внешкольных учреждениях, к числу которых относятся детско - юношеские спортивные школы.
Педагогическая деятельность Х в период с 03 августа 1984 года по июнь 1987 года в должности тренера Смоленского совета ДСО «Урожай» подтверждена справкой Смоленского областного объединения ФОСОП л.д. 11) и в должности тренера-преподавателя копией трудовой книжки истца, в которую внесены соответствующие записи о его работе л.д.15).
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением правительства РФ от 24 июля 2002 года №555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Трудовая книжка Х содержит запись под № 8 о его работе в должности тренера - преподавателя Смоленского совета ДСО «Урожай» л.д.15).
В соответствии со Списками в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается работа тренера-преподавателя во внешкольных учреждениях, к числу которых относятся учреждения дополнительного образования.
Пенсия педагогическим работникам назначалась в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.
Педагогический характер работы Х в спорный период подтверждается показаниями свидетелей.
Свидетель суду пояснила, что знает истца с 1984 года. Истец в ДСО «Урожай» работал тренером-преподавателем. Педагогическая работа состояла в проведении учебно-тренировочных занятий, работе с родителями, со школой, выезды в спортивно-тренировочные лагеря.
Свидетель суду пояснил, что знает, что Х был тренером-преподавателем, его работа заключалась в наборе детей и их тренировки. Тренировал детей год, два, а затем они переходили выше классом. Он выполнял учебно-тренировочные работы, проводил учебно-тренировочные занятия, которые проводил в соответствии с годовым планом и учебной программе, составлял индивидуальные планы для каждого спортсмена, также составлял конспекты занятий, выезжал в спортивные лагеря, то есть он непосредственно занимался с детьми. Поскольку Х работал штатным тренером-преподавателем, то имел и группу маленьких детей. Истец работал тренером-преподавателем с маленькими детьми и взрослыми 36 часов в неделю и выполняет чисто учебно-тренировочную работу.
Свидетели суду пояснили, что истец, начиная с 1984 года выполнял преподавательскую работу в качестве тренера –преподавателя, в которой занимался с детскими группами по учебной программе и вел воспитательную работу.
Постановлением Конституционного суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П были Признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что с момента поступления на работу, работа истца была связана с педагогической деятельностью.
Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.
Действующим законодательством не предусмотрено введение ограничительных условий на пенсионное обеспечение граждан, работающих в педагогической сфере по признаку организационной формы учреждения.
С учетом вышеизложенного на 01 января 2001 года стаж истца составляет не менее 16 лет 8 месяцев с учетом периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 Списка, следовательно, период работы с 01 января 2001 года по 31 августа 2008 года в должности тренера преподавателя СДЮСШОР №2 также подлежит включению в специальный стаж истца.
При таких обстоятельствах в специальный стаж работы, дающей Х право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, должны быть полностью включены спорные периоды работы.
При зачете в стаж указанных периодов специальный стаж истца составляет не менее 25 лет и данное обстоятельство дает Х право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью с 31 августа 2009 года - со дня обращения в учреждение пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать ГУ - управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска включить в стаж педагогической работы, дающей Х право на досрочную трудовую пенсию, период прохождения военной службы по призыву с 29 октября 1977 года по 01 ноября 1979 года в составе Вооруженных Сил СССР, периоды работы с 03 августа 1984 года по 30 июня 1987 года в должности тренера-преподавателя Смоленского совета ДСО «Урожай» и с 01 января 2001 года по 27 июля 2010 года в должности тренера- преподавателя детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва № 2 и назначить ему досрочную трудовую пенсию связи с педагогической работой с 31 августа 2009 года – со дня обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Ленинский районный суд г.Смоленска.
Председательствующий К.М.Макарова