Дело № 2-3569/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 августа 2010г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Сененковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапазина П.Б. к УВД по Смоленской области о признании незаконным решения об исключении из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках,
установил:
Лапазин П.Б. обратился в суд к УВД по Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения об исключении из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках, указав, что в связи с прохождением службы в органах внутренних дел с 2002г. состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В мае 2010г. решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Смоленской области он исключен из списков, что считает незаконным, т.к. уволен из органов в связи с организационно-штатными мероприятиями и до настоящего времени является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании Лапазин П.Б. и его представитель Иванов А.С. требования поддержали в полном объеме.
Представитель УВД по Смоленской области Харламенкова Е.М. требования не признала, поддержав письменные возражения, где указано, что Лапазин П.Б. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку в июне 2003г. трудовые отношения с ним были прекращены и он не является пенсионером МВД РФ, а также истек срок нахождения на учете после увольнения по сокращению штатов, предусмотренный ч.3 п.п. «д» п.1 ст.16 Закона Смоленской области от 19.12.1996г. № 36-з.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Смоленской области от 10.12.2002г. Лапазин П.Б., как работник ОБНОН УВД, с составом семьи три человека (он, жена и дочь) включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом начальника УВД от 30.06.2003г. № 215 л/с истец уволен по основанию п. «е» ч.6 ст.19 Закона РФ «О милиции» (в связи с сокращением штатов).
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Смоленской области от 19.05.2010г. заявитель исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что прекращены трудовые отношения с УВД по Смоленской области в 2003г. и истек предусмотренный п. «д» ст.16 Областного закона № 36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» действующего в период постановки на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, срок нахождения на учете после увольнения по сокращению штатов.
Вместе с тем, данное решение нельзя признать обоснованным.
Статьей 30 Закона РФ «О милиции» гарантировано предоставление жилых помещений сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Лапазин П.Б. проходил службу в органах внутренних дел до 2003г., имеет выслугу 12 лет, с 2002г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и на момент увольнения жилой площадью не обеспечен, в связи с чем его право на предоставление жилого помещения реализовано не было.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Исходя из п.п. 1,3 -6 ч.1 ст.56 ЖК РФ основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являются: подача им по месту учета заявления о снятии с учета; выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таких оснований, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Что касается прекращения трудовых отношений и истечения предусмотренного п. «д» ст.16 Областного закона № 36-з срока нахождения на учете после его увольнения, о чем указано в решении, то само по себе данные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве утраты основания, дающего право на получение жилого помещение по договору социального найма
Действительно, согласно п. «д» ч.1 ст.16 Закона Смоленской области от 19.12.1996г. № 36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области» граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при прекращении трудовых отношений, кроме случая высвобождения в связи с сокращением численности или штата работников. В этом случае указанные лица сохраняли право после увольнения состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями). В случае, если коллективный договор (соглашение) не заключен либо указанные отношения в коллективном договоре (соглашении) не регламентируются, то указанные лица сохраняли право после увольнения состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы в течение двух лет со дня увольнения; государственные и муниципальные предприятия и учреждения вправе были решать вопрос об оставлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата, до получения жилого помещения.
Вместе с тем, Законом Смоленской области от 13.03.2006г. № 6-з «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области» пункт 1 ст.16 Закона Смоленской области от 19.12.1996г. № 36-з признан утратившим силу. При этом, ч.3 ст.11 Закона Смоленской области от 13.03.2006г. № 6-з воспроизвел положения ч.2 ст.6 Вводного закона.
Из материалов дела следует, что заявитель ранее исключался из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию, однако решением ЦЖБК от 19.12.2008г. был восстановлен на учете, с 2005г. он включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Таким образом, с 01.03.2005г. и вплоть до 2010г. УВД по Смоленской области признавало право заявителя состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и получение ГЖС, последующее же его исключение из списков нарушает принцип правовой определенности, поскольку очередник, как участник спорных отношений, уволенный по льготному основанию, исходит из признания его прав на улучшение жилищных условий другой стороной, неизменности официально признанного статуса. Произвольная отмена прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством, фактически лишила его возможности на своевременное обеспечение жилым помещением.
В соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В нарушение вышеуказанных требований решение Центральной жилищно-бытовой комиссии принято по истечении 30-дневного срока со дня выявления необходимых обстоятельств, основания снятия с учета, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ, в оспариваемом решении не указаны.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения Центральной жилищно-бытовой комиссией, законных оснований для снятия заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах нарушенное право Лапазина П.Б. на улучшение жилищных условий подлежит защите путем его восстановления в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением очередности на дату исключения из списков.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Лапазина П.Б. удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Смоленской области от 19.05.2010г. в части исключения Лапазина П.Б. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать УВД по Смоленской области восстановить Лапазина П.Б. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением очередности на дату исключения из списков.
Взыскать с УВД по Смоленской области в пользу Лапазина П.Б. руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.
Председательствующий Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 09.08.10г.