решение суда по иску о признании деятельности организации и проведению азартных игр незаконной, пре



Дело № 2-3185/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2010 года

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего судьи Малиновской И.Э.,

при секретаре Малышеве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района города Смоленска в интересах неопределенно круга лиц к ООО «Д» о признании деятельности организации и проведению азартных игр незаконной, прекращении деятельности по организации и содержанию зала игровых автоматов,

у с т а н о в и л:

Прокурор района г. Смоленска в интересах неопределенно круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконной и прекращении деятельности ООО «Д» в расположенных по адресам в г.Смоленске : ул. Н, д.2, ул.Г д.1, на перекрестке ул.Б в павильоне « multi Gaminator 42» по организации и проведению азартных игр, обоснование указав, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Ленинского района г.Смоленска было установлено, что ООО «Д» в помещениях по указанным адресам под видом лотерейных клубов, осуществляющих стимулирующую лотерею, фактически проводит деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, деятельность которых на территории Смоленской области запрещена. Используемое в указанных залах игровое оборудование, не оснащено купюроприемником, в котором ответчик проводит бестиражную стимулирующую лотерею «Календарь удачи». Согласно условиям проведения, данная лотерея проводится с целью стимулирования продаж полиграфической продукции с нанесенным на нее определенным номиналом 100 рублей, 500 рублей, 1 000 рублей. Кроме того, в лотерейных клубах по указанным адресам осуществляется игра на электронной рулетке без документов и документов разрешающих ООО «Д» проведение азартных игр. Проводимая лотерея не является стимулирующей, поскольку оборудование для проведения лотереи является игровыми аппаратами.

В судебном заседании помощник прокурора района г. Смоленска О. требования поддержала в полном объеме по основаниям, приведенным выше и изложенным в исковом заявлении.

Представитель ООО «Д» - Е. заявленные требования не признал, считая их не обоснованными в иске просит отказать в полном объеме, так же пояснив, что ООО «Д» деятельности по организации и проведению азартных игр не ведет, деятельность же по осуществлению стимулирующей лотереи если ООО «Д» и проводиться, то в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

3-и лица на стороне истца:

Представитель ИФНС - А. требования заявленные прокуратурой района г.Смоленска считает подлежащими удовлетворению в связи с тем, что под видом лотерейных клубов ООО «Д» якобы осуществляющих стимулирующую лотерею фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, деятельность которых на территории Смоленской области запрещена. В клубах функционируют залы с игровым оборудованием. Купюроприемник в данном игровом оборудовании отсутствует. Договор между участником стимулирующей лотереи и организатором не является безвозмездным, поскольку за приобретение полиграфической продукции для игры на лотерейном оборудовании участник лотереи передает денежные средства. Чем требования ст.3 ФЗ от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» не выполнены. Продажа полиграфической продукции в условия в условиях стимулирующей лотереи, в которой используются не утратившие своего целевого назначения игровые автоматы, являются исключительно номинальным условием допуска к игре, в остальном поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.

Представитель Департамента–М. в ходе судебного разбирательства просит заявленные требования удовлетворить, поддержав в ходе судебного разбирательства доводы приведенные представителями прокуратуры и налогового органа.

Администрации района г.Смоленска, извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, в предыдущем судебном заседании заявленные требования поддержала, просила в последующие судебные разбирательства проводить без их участия.

Заслушав лиц и их представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 244-ФЗ от 29.12.2006 г. деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона № 244-ФЗ, имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч.ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч.ч. 2 и 3 ст. 15 настоящего Федерального закона, ч. 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные ч.2 ст. 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

В соответствии с положениями ч.7 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

Как следует из материалов дела ООО «Д» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 19.11.2009 г. по адресу: г. Смоленск, пр.Г, д. 2, основным видом экономической деятельности которого является розничная торговля в неспециализированных магазинах, дополнительной розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, табачные изделия в специализированных магазинах, фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными.

Из договора агентирования от 20.04.2010 г. между ООО «Д» и ООО «Г» следует, что последнее приняло на себя обязательства по осуществлению розничной продажи принадлежащей ООО «Д» полиграфической продукции (карманные календари) и проводить стимулирующую лотерею «Календарь удачи», организатором которой является ООО «Д».

В соответствии п.1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Частями 1, 2 ст. 17 Федерального закона «О лотереях» определено, что призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи. Организатором лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей. На призовой фонд не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.

Пунктом 6.2 правил проведения стимулирующей лотереи «Поймай удачу», размещенных в помещении лотерейного клуба также предусмотрено, что призовой фонд стимулирующей лотереи образуется за счет средств организатора лотереи, и используется исключительно на предоставление выигрышей участникам лотереи. Организатор стимулирующей лотереи не обременяет призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками стимулирующей лотереи по передаче (предоставлению) выигрышей, а также не использует средства призового фонда стимулирующей лотереи иначе, чем на передачу (предоставление) выигрышей.

Из объяснений сторон и представленных документов усматривается, что в ходе проверки проведенной 12.05.2010 г. прокуратурой Ленинского района г.Смоленска установлено, что в помещениях, расположенных по адресам в г.Смоленске : ул. Н, д.2, ул. Г, д. 1, на перекрестке ул. Ба ООО «Д» осуществляет проведение комбинированной, региональной негосударственной стимулирующей лотереи Смоленской области «Календарь Удачи» (внесена в государственный реестр региональных лотерей Смоленской области 25.12.2009г., государственный регистрационный номер региональной негосударственной лотереи - сер. Н367С, № 00023) с использованием игрового оборудования (автоматов) в которых отсутствует купюроприемник, т.е. фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр, которая на территории Смоленской области запрещена. Кроме того, в помещениях по указанным адресам осуществляется игра на электронной рулетке, без наличия у ООО «Д» документов на указанное оборудование.

Из объяснений представителя ООО «Д» в ходе судебного разбирательства следует, что обществом нарушений действующего законодательства на которое ссылает истец ответчиком не допущено, при том, что именно обществом проводятся стимулирующая лотерея «Календарь Удачи» и осуществляется организация игр на электронной рулетке истцом не представлено и не доказано.

Вместе с тем выше приведенные доводы суд находит не состоятельными в виду следующего.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О лотереях» (ст. 17) использование средств фонда допускается исключительно для выплаты, передачи или предоставления выигрыша тому из участников, кто признан выигравшим. Таким образом, создание фонда служит одним из способов зашиты интересов тех, кто является участником лотереи.

Стимулирующей является лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ «О лотереях» № 138-ФЗ).

Вместе с тем при организации и проведении стимулирующей лотереи «Календарь Удачи» ООО «Д» не сформировало призовой фонд лотереи, не осуществляет розыгрыш призового фонда лотереи, следовательно, на имеющемся оборудовании ООО «Д» осуществляет проведение азартных игр.

Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотереи совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

Статья 9 Федерального закона «О лотереях» предусматривает, что условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи и включают в себя в том числе, указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения, права и обязанности, участников стимулирующей лотереи, порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей, порядок и сроки получения выигрышей, порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 18 Федерального закона «О лотереях», а также п. 6.3 правил проведения стимулирующей лотереи «Календарь удачи», размещенных в помещении лотерейного клуба для проведения розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи создается тиражная комиссия, которая проводит розыгрыш призового фонда тиража тиражной лотереи и подтверждает результаты проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража. Результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.

Данные требования как норм Федерального закона «О лотереях», так и правил проведения стимулирующей лотереи «Календарь удачи» ООО «Д» не выполнены: не создана тиражная комиссия для проведения розыгрышей призового фонда лотереи, акты и официальные таблицы результатов проведения тиражей не составляются, результаты розыгрышей призового фонда каждого тиража не публикуются в средствах массовой информации.

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Выигрышем признается часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственное и, или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи. Призовой фонд лотереи - это совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи. Розыгрыш призового фонда лотереи представляет собой процедуру, проводимую организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяется выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участником выигрыши.

Таким образом, из приведенного следует, что игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями является прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры и, в отличие от игрового автомата, на лотерейном оборудовании нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш. Следовательно, в азартной игре размер выигрыша по существу определяется игровым автоматом (ст.4 Федерального закона от 29.12.2006г. №244-ФЗ), а в лотереи - организатором лотереи (а не лотерейным оборудованием) до начала проведения лотереи.

Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона «О лотереях» договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи.

Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

По Условиям стимулирующей лотереи «Календарь удачи», проводимой ООО «Д», для участия в лотерее необходимо приобрести полиграфическую продукцию (п.7.1).

В качестве подтверждения заключения договора покупатель получает от организатора (оператора) кассовый чек либо иной документ строгой отчетности, после чего получает право на участие в розыгрыше лотереи на специальном лотерейном оборудовании.

Сотрудник организатора (оператора) лотереи вводит в лотерейное оборудование начальное количество призовых очков равное стоимости приобретенной полиграфической продукции в соотношении 1:1.

Таким образом, ООО «Д» под видом проведения стимулирующей лотереи фактически имеет признаки организации и проведения азартной игры, поскольку, участник лотереи приобретает за плату полиграфическую продукцию с нанесенным на него номиналом, за счет которого участнику лотереи оператором лотерейного клуба на лотерейное оборудование ставится начальное количество призовых очков. В данной ситуации действия игрока по покупке полиграфической продукции с заведомо для него несоразмерно завышенной ценой на данную продукцию и действия оператора лотерейного клуба по информированию игрока о предстоящем переносе стоимости полиграфической продукции в качестве начального количества призовых очков на лотерейное оборудование, правилах игры и получения возможного выигрыша, можно расценивать, как достигнутое между участником азартной игры и ее организатором соглашение, основанное на риске о выигрыше по правилам, установленным организатором азартной игры. В дальнейшем участник лотереи с помощью имеющихся на игровом оборудовании приспособлений (клавиши, рычаги) участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых очков. Полученные очки участник по устному заявлению получает в денежном эквиваленте.

Следовательно, участнику игры заранее известно о несоразмерно завышенной цене полиграфической продукции, которая дает право игры на лотерейном оборудовании. Участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании, так как они в дальнейшем принимаются в расчет и выдаются на руки участнику игры в денежном выражении. Соответственно, заведомо, участник игры заинтересован в приобретении за денежные средства полиграфической продукции, чтобы в дальнейшем в результате игры на игровом оборудовании увеличить количество призовых очков и как следствие получить на руки денежный выигрыш.

Таким образом, договор между участником стимулирующей лотереи и организатором не является безвозмездным, поскольку за приобретение полиграфической продукции для игры на лотерейном оборудовании участник лотереи передает оператору 100, 500 или 1000 рублей и т.д. Требования ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» не выполнены.

Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 2 указанного закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игровой автомат - это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Понятие игрового автомата, приведенное в указанном законе, не содержит требований о наличии в нем устройств для приема и выдачи денежных знаков. Правила проведения испытаний игровых автоматов, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24.01.2000г. № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19 игровой автомат без устройства для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

На лотерейное оборудование, установленное в лотерейных клубах по адресам: ул. Н, д.2, по ул. Г д.1, на перекрестке ул. Б в г. Смоленска, ввод данных осуществляется человеком путем нажатия кнопок клавиатуры оборудования или ключом через контактный замок.

Соответственно, модификация игровых автоматов в виде демонтирования купюроприемника позволяет относить данное оборудование к числу игровых автоматов, ставка в азартной игре делается не посредством внесения денежных купюр в купюроприемник, а путем набора сотрудником клуба ключом цифрового кода, игра на автомате протекает обычным образом.

Подтверждающих документов на игровые автоматы обществом не было представлено в ходе проводимой проверки, как и не представлено указанной документации ответчиков в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в помещения, расположенных по адресам, приведенным в решении выше ООО «Д» под видом лотерейных клубов, реализующих стимулирующую лотерею, фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов ( документы на которые у ООО «Д» отсутствуют), которая на территории Смоленской области запрещена, в связи с чем требований истца суд находит подлежащими в полном объеме.

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета так же подлежит взысканию госпошлина.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора района г.Смоленска удовлетворить.

Признать незаконной деятельность ООО «Д» по организации и содержанию залов игровых автоматов, расположенных по адресам в г. Смоленске : ул. Н, д. 2, ул.Г д.1, на перекрестке ул.Б в павильоне « multi Gaminator 42».

Обязать ООО «Д» прекратить деятельность по организации и содержанию залов игровых автоматов по адресам в г.Смоленске : ул. Н, д.2, по ул.Г д. 1, на перекрестке ул.Б в павильоне « multi Gaminator 42».

Взыскать с ООО «Д» в доход бюджета города Смоленска госпошлину в сумме 4 000 руб.00 коп.

На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий Малиновская И.Э.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200