по иску Х к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещен



Дело №2-3048/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Васильковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью,

установил:

Х обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью исходя из суммы среднемесячного заработка за 12 месяцев, предшествовавших прекращению его работы на ЧАЭС, увеличенного на коэффициенты «6», «6,1» и проиндексированного с учетом коэффициентов повышения стоимости жизни, установленных положениями пенсионного законодательства поскольку ответчиком был избран неблагоприятный способ расчета возмещения вреда исходя из среднемесячного заработка, предшествовавшего установлению инвалидности.

Х просил обязать ответчика произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с 01 июня 2010 года к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере 72 502 рубля 93 копейки с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с 01 сентября 1998 года по 31 мая 2010 года в размере 4 312 551 рубль 29 копеек.

Истец в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Смирнова И.В. исковые требования не признала по тем основаниям, что Департаментом Смоленской области по социальному развитию выплата компенсации в возмещение вреда здоровью производится Х в установленном законом порядке. Представитель ответчика заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Заслушав возражения ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Статьей 29 названного закона в первоначальной редакции гарантировалось гражданам, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии).

Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).

С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

В последующем в законодательство были внесены изменения и пунктом 25 части первой, частью второй статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 года было установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.

Х принимал участие в ликвидации последствий ка­тастрофы на Чернобыльской АЭС с 01 июня 1986 года по 31 декабря 1987 года, с 01 января 1988 года по 07 февраля 1989 года, где получил дозу облучения, вследствие чего с 10 июня 1998 года был признан инвалидом 2 группы с 70% утраты трудоспособности. Х была назначена и выплачивалась сумма в возмещение вреда здоровью в порядке ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1.

Расчет суммы возмещения вреда здоровью истцу был произведен органами социальной защиты населения исходя из размера среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению инвалидности, за период с 01 августа 1995 года по 31 июля 1996 года. К выплате истцу с 01 сентября 1998 года была назначена сумма в возмещение вреда здоровью в размере 738 рублей 22 копейки.

Произведенный органами социальной защиты населения подсчет суммы в возмещение вреда здоровью является правильным. По выбору истца среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем. В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Каких-либо сведений о том, что органами социальной защиты населения средний месячный заработок был исчислен за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности вопреки воле Х не имеется. Расчет был составлен на основании представленной Х справки о доходах за 1995-1996 годы.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в пункт 25 части 1 и часть 2 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 были внесены изменения, согласно которым возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти – нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, должно производиться в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 1-ой группы -5 000 рублей, инвалидом 2-ой группы -2 500 рублей, инвалидам 3-й группы – 1000 рублей, а не как прежде исходя из заработка.

При этом статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было предусмотрено, что в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме.

Истцу было предоставлено право на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, определенной в порядке, предусмотренном законодательством.

Х с 15.02.2001 была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере 2500 рублей как инвалиду 2-ой группы на основании поданного им заявления от 26 февраля 2001 года л.д.).

Требования Х об увеличении назначенного по его заявлению размера денежной компенсации в возмещение вреда здоровью неоднократно были предметом судебных разбирательств. Сумма компенсации была индексирована на основании судебных постановлений Десногорского городского суда Смоленской области – определения от 23 мая 2003 года, решения от 23 апреля 2004 года, решения от 29 августа 2006 года, решения от 14 ноября 2006, в соответствии с которыми назначенная истцу в возмещение вреда здоровью твердая денежная сумма была увеличена путем индексации л.д.28-35)

С 1 января 2010 года размер получаемой истцом ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда составляет 11 947 рублей 28 копеек. Органами социального обеспечения размер компенсации был рассчитан на основании представленных документов, а также вынесенных по обращению Х судебных решений.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 19 июня 2002г. №11-П отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.

Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка (ч.1 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года).

Истец добровольно избрал такой способ возмещения вреда, как получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме; до настоящего времени действия Департамента Смоленской области по социальному развитию по исчислению в 1998 году сумм возмещения вреда здоровью Х не оспаривал.

Исходя из требований ч.2 ст.13 ГПК РФ правовая позиция, содержащаяся во вступившем в законную силу решении суда, не может быть преодолена принятием другого решения суда, с изложением в нем противоположной правовой позиции (в данном случае по вопросу определения исходной величины (условный заработок либо твердая денежная сумма) при определении соответствующих сумм в возмещение вреда здоровью).

При таких установленных судом обстоятельствах оснований для изначального определения истцу суммы в возмещение вреда здоровью исходя из среднемесячного заработка не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

В иске Х к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий К.М.Макарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200