РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2010г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленскав составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ФСИН России, ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области», УФСИН России по Смоленской области о возложении обязанности по оборудованию камер следственного изолятора кроватями, отвечающими установленным требованиям, и приостановлении следования транзитно-пересыльных осужденных через следственный изолятор на период проведения ремонтных работ,
у с т а н о в и л:
Прокурор Смоленской области обратился в суд с указанным выше иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, сославшись на выявленные соответствующей проверкой нарушения условий содержания в ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» осужденных лиц, следующих транзитом через указанный изолятор, в камерах №№87, 92, 93 и 94, расположенных в отдельном корпусном блоке №3, которые в нарушение требований действующего законодательства оборудованы трех- вместо двух- или одноярусными кроватями.
Кроме того, в иске указывается на нарушение прав названных осужденных, которые следуя транзитом, в связи с проводимыми в рамках исполнения решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.11.2009г. ремонтными работами отдельного корпусного блока №2 изолятора, содержаться в камерах с недопустимой законом наполняемостью, что обуславливает необходимость приостановления следования транзитно-пересыльных осужденных через изолятор на время проведения ремонта указанного корпусного блока.
Представители прокуратуры Смоленской области Елизаров В.Р. и Афанасьева Т.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования, указав, что не настаивают на удовлетворении иска в части оборудования камер следственного изолятора кроватями, отвечающими установленным требованиям, сославшись на добровольное устранение ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» соответствующих нарушений.
Представители УФСИН России по Смоленской области и ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» Кравченко В.Г. и Бондаренко М.В. (соответственно) в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска в части приостановления следования транзитно-пересыльных осужденных через изолятор на время проведения ремонта указанного корпусного блока, не оспаривая обстоятельства переполненности предназначенных для содержания таких осужденных камер.
УФСИН России, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела л.д.54, 59), представителя в суд не направило, возражений на иск не представило.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 30 марта 1998г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья 3 названной Конвенции гласит: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Как неоднократно отмечал Европейский Суд, в ст.3 Конвенции закреплена одна из фундаментальных ценностей демократического общества. Она запрещает в безусловной форме и независимо от каких-либо обстоятельств и поведения потерпевшего пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «Лабита против Италии» (Labita v. Italy), жалоба №26772/95, §119, ECHR 2000-IV). Тем не менее, плохое обращение должно быть минимально суровым, чтобы подпадать под действие статьи 3 Конвенции. Оценка этого минимального уровня суровости относительна и зависит от всех обстоятельств дела, таких как продолжительность плохого обращения, его физические и моральные последствия, а в некоторых случаях пол, возраст и состояние здоровья пострадавшего (Постановление Европейского Суда по делу «Валашинас против Литвы» (Valasinas v. Lithuania), жалоба №22558/98, § 100-101, ECHR 2001-VIII).
Европейский Суд неоднократно отмечал, что страдания и унижение при нарушении ст.3 Конвенции в любом случае должны превосходить уровень страданий и унижений, неизбежно присутствующих в любом законном обращении или наказании. В соответствии с данным положением Договаривающееся Государство должно обеспечить содержание лица под стражей в таких условиях, в которых бы уважалось его человеческое достоинство, такими способами и методами, при которых лицо не терпит душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении, а также должным образом заботится о здоровье и благополучии с учетом практических требований лишения свободы (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «Кудла против Польши» (Kudla v. Poland), жалоба №30210/96, §94, ECHR 2000-XI; Постановление Европейского Суда по делу «Калашников против Российской Федерации» (Kalashnikov v. Russia), жалоба №47095/99, ECHR 2002-VI).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях №663 C (XXIV) от 31 июля 1957г. и №2076 (LXII) от 13 мая 1977г., предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п.10).
По правилам ст.ст.4, 17, 23 Федерального Закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости; презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 камеры следственного изолятора оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями.
В силу п/п.2 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314 ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования. При этом к числу основных задач ФСИН России отнесены, в частности, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов п/п.3, 6 п.3 названного Положения).
По делу установлено, что в ходе проведенной 12.05.2010г. прокуратурой Смоленской области проверки условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «ИЗ-67/1 УФСИН России по Смоленской области» установлены нарушения таких условий в отношении осужденных лиц, следующих транзитом через указанный изолятор, содержащихся в камерах №№87, 92, 93 и 94, расположенных в отдельном корпусном блоке №3, которые в нарушение действующего законодательства были оборудованы трехъярусными кроватями л.д.10-14).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.11.2009г. на ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» возложена обязанность по устранению недостатков материально-бытового обеспечения отдельного корпусного блока №2 и принятию мер по приобретению камерной мебели и производству капитальных ремонтных работ 63 камер и кровли ОКБ №2 л.д.22-27).
В рамках исполнения данного судебного акта на основании заключенного 24.05.2010г. между ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» и ООО «СтройГарантСервис» государственного контракта по выполнению работ по капитальному ремонту инженерных сетей отдельного корпусного блока №2 указанного изолятора в настоящее время в ОКБ №2 проводится соответствующий ремонт со сроком окончания работ до 31.08.2010г. л.д.7, 32-34, 41). По этой причине, в связи с возникшей объективной невозможностью использования по прямому назначению ремонтируемых камер ОКБ №2, камеры, предназначенные для осужденных лиц, следующих транзитом через указанный изолятор, используются, в том числе, и для содержания иных осужденных, что, в свою очередь, приводит к нарушению установленной законом нормы санитарной площади в камере, приходящейся на одного человека л.д.28).
Так, в камере ОКБ №3 №87 площадью 16 кв.м. содержалось 18 лиц; в камере №92 площадью 16 кв.м. - 11 лиц, в камере №93 площадью 16 кв.м. - 13 лиц, в камере №94 площадью 16 кв.м. - 17 лиц; в камере № 95 площадью 16 кв.м. - 12 лиц л.д.10-14).
Как следует из содержания справки от 07.07.2010г. о состоянии законности и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «ИЗ-67/1 УФСИН РФ по Смоленской области», составленной по результатам проведенной с участием сотрудников Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Смоленской области комиссионной проверки, все спальные места в ОКБ №3 изолятора расположены в два яруса, что свидетельствует об устранении ФБУ «ИЗ-67/1 УФСИН РФ по Смоленской области» требований п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 и отсутствии оснований для удовлеторения иска прокурора в соответствующей части л.д.42).
Данной проверкой также установлено, что в 10-ти камерах отдельного корпусного блока №2 изолятора общей площадью 40 кв.м. ведутся капитальные ремонтные работы с установкой сантехнического оборудования – унитазов, умывальников, подводкой горячей воды, прокладкой труб. В камерах №87, 97-99, 101, 103 ОКБ №3, рассчитанных на 6-8 спальных мест, содержится по 12 человек, чем нарушается их право на индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время (спать этим лицам приходится в порядке очередности). Несоблюдение установленной законом нормы санитарной площади на одного человека зафиксировано также в камерах ОКБ №2 №22, 25, 26, 36, 37, 40, 64, 75, 78, 83, 40, 42, 48, 52, 53, 54, 55, 56, 59, 60, 61 л.д. 70-77).
Согласно представленным ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» сведениям о покамерном размещении подозреваемых, обвиняемых и осужденных ОКБ №3 изолятора, в данном отдельном корпусном блоке в настоящее время используется 6 камер для содержания транзитно-пересыльных осужденных - №№87, 91-92, 95, 123 и 124, притом, что предел их наполняемости составляет – 4, 4, 4, 4, 10 и 10 человек (соответственно), тогда как, в действительности, плановый показатель числа содержащихся в этих камерах составляет 8, 8, 8, 8, 16 и 10 человек (соответственно). В настоящее время размер санитарной площади в данных камерах на одного осужденного составляет чуть более 2 кв.м., что почти в 2 раза ниже установленной законом нормы л.д.55-57).
По мнению суда, данные обстоятельства убедительно свидетельствуют о необходимости принятия исчерпывающих мер, направленных обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» в период проведения ремонтных работ в отдельном корпусном блоке №2 изолятора, осуществляемых в рамках исполнения решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.11.2009г.
Учитывая, что перечень способов защиты гражданских прав в соответствии со ст.12 ГК РФ не является исчерпывающим, суд считает адекватным и соразмерным допускаемым нарушениям средством такой защиты в данном случае, как возложение на ФСИН России, обладающую необходимыми полномочиями, обязанности по приостановлению следования транзитно-пересыльных осужденных через ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» на период проведения соответствующих ремонтных работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Смоленской области, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать ФСИН России приостановить следование транзитно-пересыльных осужденных через ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» на период проведения ремонтных работ в отдельном корпусном блоке №2 ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области», осуществляемых в рамках исполнения решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 20.11.2009г.
В удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к ФБУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области» и УФСИН России по Смоленской области отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В. Кудряшов