Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2010г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Кудряшова А.В.
при секретаре Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г.Смоленска в интересах Д. к Администрации г.Смоленска о признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заднепровского района г.Смоленска в интересах Д. обратился в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, сославшись на то, что истец, родившийся в г.Смоленске, являющийся инвалидом 1-й группы и имеющий ряд заболеваний, является лицом из числа детей, оставшихся без родительского попечения (мать от ребенка отказалась, отец не известен), с момента рождения находился на государственном обеспечении в различных детских домах и домах-интернатах Смоленской области, а в настоящее время самостоятельно проживает в г.Смоленске. Однако поскольку вопрос о статусе Д., как лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке разрешен не был, ответчик отказывает истцу в предоставлении жилья, ссылаясь также на то, что обеспечение Д. жилым помещением должно осуществляться Администрацией В. района Смоленской области, на территории которого в момент наступления совершеннолетия находился истец (СОГУ «Н.»).
Представитель прокуратуры Заднепровского района г.Смоленска С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г.Смоленска С. иск не признал, сославшись на то, что как лицо, оставшееся без родительского попечения, в момент достижения совершеннолетия и окончания пребывания в СОГУ «Н.» Д. должен был быть обеспечении жильем Администрацией В. района Смоленской области (по месту жительства (фактического нахождения). Кроме того, указал на недостаточное финансирование Смоленской областью соответствующих расходных обязательств, связанных с обеспечение жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения предусматривались ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983г.
Согласно ст.1 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма.
Исходя из положений ст.ст.121-122 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства, которые выявляют таких детей, ведут их учет и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей, которые в течение трех дней со дня получения таких сведений обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
По сути те же обязанности возлагались на органы опеки и попечительства и должностные лица названных учреждений в соответствии со ст.ст. 119, 122 действовавшего до 01.03.1996г. Кодекса о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30.07.1969г.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что Д. родился ….г. в г.Смоленске л.д.5). Его мать Т., проживавшая в доме №… по ул.З. г.Смоленска, в соответствии с нотариально удостоверенным заявлением от 01.06.1981г. отказалась от ребенка, дав согласие на его усыновление другими лицами л.д.10). В актовой записи о рождении истца сведения о его отце внесены на основании заявления Т. от 01.06.1981г. л.д.8).
Из роддома Д. был направлен в ОГУЗ «Д.», где он находился по 04.05.1988г. В период с 05.05.1988г. по 07.04.1999г. местом пребывания истца являлся СОГУ «Н.», расположенный в В. районе Смоленской области. С 07.04.1999г. Д. находился на полном государственном обеспечении в различных психоневрологических интернатах Смоленской области, в последнее время (с 18.02.2005г.) – в СОГУ «Др…», а в настоящий момент проживает в квартире №… дома №… по ул. К. г.Смоленска л.д.11-13, 23).
Истец является инвалидом 1-й группы, имеет ряд заболеваний, читать и писать не умеет, какое-либо жилое помещение в собственности отсутствует л.д.9, 14-15, 22).
При нахождении Д. в государственных учреждениях города Смоленска и Смоленской области вопрос о статусе истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке разрешен не был л.д.15-16).
Вместе с тем, основания для признания Д. таким лицом имелись (ст.121 СК РФ, ст. 119 Кодекса о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30.07.1969г., абз.3 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ).
Обращение истца и прокурора Заднепровского района г.Смоленска в Администрацию г.Смоленска на предмет обеспечения Д., не имеющего закрепленного жилья, жилым помещением, положительного результата не принесло. Письмом от 26.04.2010г. ответчик указал на то, что предоставление истцу жилого помещения должно было осуществляться Администрацией В. района Смоленской области, на территории которого в момент наступления совершеннолетия находился Д. (СОГУ «Н.») л.д.17-20).
Суд с такой позицией ответчика согласиться не может.
Учитывая то обстоятельство, что первоначально истец должен был быть выявлен органом опеки и попечительства, как лицо, оставшееся без родительского попечения, при его пребывании в г.Смоленске, в том числе, в ОГУЗ «Д.» (ст.122 Кодекса о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30.07.1969г., ст.122 СК РФ), принимая во внимание тот факт, что в настоящее время Д. проживает в г.Смоленске, уроженцем которого он является, в государственном учреждении здравоохранения на полном государственном обеспечении не находится, исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано Д. не по его вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в г.Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления (абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, ст.50 ЖК РФ).
По изложенным выше причинам доводы представителя ответчика о том, что как лицо, оставшееся без родительского попечения, в момент достижения совершеннолетия и окончания пребывания в СОГУ «Н.» Д. должен был быть обеспечении жильем Администрацией В. района Смоленской области (по месту жительства (фактического нахождения), признаются судом несостоятельными.
К тому же ч.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей на момент окончания пребывания истца в указанном учреждении, на которую ссылается Администрация г.Смоленска, предусматривала возможность предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения не только по месту выявления ребенка, но и (альтернативно) по месту регистрации его рождения.
При разрешении спора судом учитывается и то, что достижение Д. возраста, превышающего 23 года (преамбула и ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ), основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, не является, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года от 27.09.2006г.).
Не может являться таким безусловным основанием и отсутствие сведений о Д. в журналах первичного учета детей, оставшихся без родительского попечения, а также то обстоятельство, что в установленном порядке истец не принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку соответствующие действия не были совершены не по вине истца, для которого, к тому же, самостоятельная реализация своих прав затруднена (инвалидность, уровень развития). Кроме того, системное толкование п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ не указывает на отсутствие возможности предоставления жилья во внеочередном порядке гражданам, упомянутой выше категории и в случае, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Нельзя согласиться и с утверждениями представителя Администрации г.Смоленска об отсутствии необходимых для исполнения решения суда финансовых ресурсов, как основании для отказа в удовлетворении иска, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию права лиц из числа детей, оставшихся без родительского попечения, на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением, с наличием для этого финансовых возможностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Заднепровского района г.Смоленска, предъявленные в интересах Д., удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Смоленска предоставить Д., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В.Кудряшов