Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2010г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Кудряшова А.В.
при секретаре Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой М.Ф., Трофимова В.Ф. к Администрации г.Смоленска о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Трофимова М.Ф., Трофимов В.Ф. обратились в суд с указанным иском, сославшись на то, что квартира №… в доме №… по ул…. г.Смоленска, которая была предоставлена им по договору социального найма 03.01.2007г. повреждена в результате пожара и является непригодной для проживания. Постановлением Администрации г.Смоленска от 11.04.2008г. истцы, признанные малоимущими, приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, однако ответчик неправомерно отказывает им в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма в г.Смоленске, указывая на то, что обеспечение Трофимовых жильем должно осуществляться в порядке очередности, исходя из времени принятия их на соответствующий учет, с чем истцы не согласны.
Представитель Администрация г.Смоленска С. в судебном заседании иск не признал, отметив, что квартира №… в доме №… по ул… г.Смоленска, в которой проживали Трофимовы, в установленном порядке непригодной для проживания не признана. К тому же, названное жилое помещение является собственностью Смоленской области и передана в оперативное управление Смоленскому лесхозу – филиалу ОГУ «С.», которое и должно решать вопрос об обеспечении Трофимовых жильем. Кроме того, при разрешении спора необходимо учитывать, что причиной пожара послужило нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытового газового оборудования жильцами упомянутой квартиры.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации (ч.3, ст.40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом первым части второй данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 №376-О-П).
По правилам ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что на основании ордера от 05.04.1988г. №631 Трофимовой М.Ф. на семью из пяти человек, включая супруга Трофимова В.Ф. на условиях социального найма была предоставлена квартира №… в доме №… по ул…. г.Смоленска, являющаяся собственностью Смоленской области и находящаяся в оперативном управлении Смоленского филиала ОГУП «С.» л.д.5, 17).
03.01.2007г. названное жилое помещение в результате пожара было повреждено огнем и в соответствии с письмом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 10.12.20007г. №6209/03 списано с баланса Смоленского филиала ОГУП «С.» л.д.6, 16).
Как следует из комиссионного акта, составленного 09.01.2007г. непосредственно после пожара сотрудниками Администрации Заднепровского района г.Смоленска и специалистами ГО и ЧС квартира №… в доме №… по ул… г.Смоленска фактически полностью уничтожена огнем (кровля выгорела полностью, деревянные перекрытия провалились, несущие деревянные стены и перегородки обуглились и частично рухнули), в связи с чем, комиссии пришла к выводу о непригодности домовладения для проживания л.д.18).
Постановлением Администрации г.Смоленска от 11.04.2008г. №467-адм истцы, как малоимущие (среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи – 1269 руб. 19 коп.), приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г.Смоленске (по списку малоимущих граждан под №26 и по списку общей очереди под №1621 по Заднепровскому району г.Смоленска). В данном документе подчеркивается, что поврежденная огнем квартира, в которой проживали Трофимовы, признана непригодной для проживания л.д.7).
Истцам, лишившимся единственного жилища и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до предоставления в порядке очередности жилого помещения Администрацией г.Смоленска было предложено занять для временного проживания комнату №… в доме №… по ул.В. г.Смоленска, относящуюся к маневренному жилищному фонду, состояние которой не позволило Трофимовым вселиться в нее (напольное покрытие частично повреждено, обои, краска на потолке и на полу в результате повышенной влажности, а также отсутствия отопления в помещении пришли в негодность; в комнате, являющейся угловой, установлен только один радиатор отопления –л.д.9).
Обращения истцов в Администрацию г.Смоленска на предмет предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма положительного результата не принесли. По мнению ответчика, вопрос обеспечения Трофимовых жильем должен решать собственник квартиры №… в доме №… по ул… г.Смоленска, а предоставление истцам жилого помещения Администрацией г.Смоленска должно осуществляться в порядке очередности, исходя из времени принятия их на соответствующий учет л.д.10, 21-23).
Вместе с тем, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение и видом жилищного фонда, к которому оно относится (относилось), а потому нуждающимся по смыслу ст.ст.51, 57 ЖК РФ может быть признан как наниматель по договору социального найма, занимающий (занимавший) жилое помещение государственного либо муниципального жилищного фонда (ч.1 ст.49 ЖК РФ), так и собственник жилого помещения.
Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.2, п.6 ч.1 ст.14) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Поскольку Трофимова М.Ф. и Трофимов В.Ф. признаны малоимущими, то есть неспособными приобрести на свои личные средства жилое помещение, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у Администрации г.Смоленска в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне зависимости от того, что ранее занимаемая ими по договору социального найма квартира является областной собственностью.
При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживала семья Трофимовых, пришло в состояние непригодное для проживания (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010). Применительно к сложившейся ситуации, то обстоятельство, что причиной пожара в квартире Трофимовых послужило нарушение ими правил пожарной безопасности при эксплуатации бытового газового оборудования, при наличии постановления Администрации г.Смоленска от 11.04.2008г. №467-адм, которым истцы уже приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, юридически значимым для разрешения настоящего спора не является л.д.15).
Нельзя согласиться и с доводами Администрации г.Смоленска о том, что предоставление семье Трофимовых жилья в данном случае должно производиться в соответствии с имеющейся очередностью.
Пункт 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, том числе вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска и ссылки представителя Администрации г.Смоленска на то, что квартира №… в доме №… по ул… г.Смоленска в установленном порядке решением межведомственной комиссии не отнесена к категории непригодных для постоянного проживания и не подлежащих ремонту и реконструкции.
По мнению суда, сам факт постановки Трофимовых на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, свидетельствует о том, что квартира, в которой они проживали и которая повреждена в результате пожара, не пригодна для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции. На это обстоятельство имеется ссылка в самом постановлении Администрации г.Смоленска от 11.04.2008г. №467-адм, и, кроме того, фактически полное уничтожение огнем квартиры подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами. С учетом этого, обязанность доказать пригодность названной квартиры истцов для проживания и возможность ее восстановления (т.е. опровергнуть данные, приведенные в соответствующих документах) в силу положений ст.56 ГПК РФ возлагается на ответчика, который, однако, соответствующих убедительных и неоспоримых доказательств суду не представил.
При таком положении отсутствие решения межведомственной комиссии о признании квартиры №… в доме №… по ул.С… г.Смоленска непригодной для проживания, не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований Трофимовых о внеочередном обеспечении их жильем.
Оснований для взыскания в пользу истцов 200 руб. в возврат оплаченной при подаче иска государственной пошлины суд не находит, поскольку согласно подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г.Смоленска предоставить Трофимовой М.Ф. и Трофимову В.Ф. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске по договору социального найма на семью из двух человек общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В.Кудряшов