Дело № 2-3820/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2010 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю.
при секретаре Руденок А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛЗ В к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
ЛЗ.В. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту – Департамент) с требованиями о предоставлении в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска в пределах нормы, установленной законом в течение месяца. В обоснование иска ссылается на то, что является ветераном труда, в соответствии с Областным законом Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства, однако ответчик препятствует в реализации его права, что, по мнению истицы, является незаконным.
Истица в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Администрация города Смоленска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, возражений на иск не представили.
Представитель истицы ЛО.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента ГЕ.А. в судебном заседании пояснила, что отказа в предоставлении истице по ее заявлению в черте г. Смоленска земельного участка со стороны Департамента не было. В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 года № 243 истице было разъяснено, что необходимо предоставление схемы расположения испрашиваемого земельного участка в черте г. Смоленска.
Заслушав объяснения представителя истицы, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.
Судом установлено, что ЛЗ.В., как ветеран труда, 01.06.2010 года обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, расположенный в черте г. Смоленска согласно Областному закону № 23-з л.д. 5, 6).
Не оспаривая право истицы на предоставление земельного участка, Департамент письмом от 03.06.2010 года № 12255/08 сообщил истице о необходимости определения цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю и предоставления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности в соответствии с Порядком организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 года № 243. В письме также доведено до сведения о том, что в настоящее время услуги по изготовлению схем (чертежей) земельных участков с отображением в графической форме сведений о его положении на местности в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, а также иных копий необходимых документов оказывает управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска л.д. 7,8).
Постановлением Администрации Смоленской области от 09.12.2008 года № 690, Департамент имущественных отношений Смоленской области реорганизован в форме присоединения к нему Главного земельного управления Смоленской области переименованием в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, которому переданы функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе – герое Смоленске.
Предоставление земельного участка возможно лишь при соблюдении требований земельного законодательства с учетом правового режима испрашиваемого земельного участка и разрешенного использования (ст. 1 ЗК РФ, ст. ст. 1, 18, 23, 36, 37 Градостроительного Кодекса РФ).
В данном случае истица относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 года № 23-з предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду без такого согласования мест размещения объектов.
Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предполагает:
проведение работ по формированию земельного участка;
государственный кадастровый учет земельного участка;
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
При этом проведение работ по формированию земельного участка (п. 4 ст. 30 ЗК РФ) включает в себя:
- подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 года № 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
Порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно регулируется разделом 2.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что само предоставление земельных участков собственность бесплатно носит заявительный характер; заявление должно быть рассмотрено в месячный срок.
В тоже время для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Однако ответчиком не предоставлено достоверных доказательств отсутствия свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, то есть принятие решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно.
Отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Непредоставление истицей чертежа земельного участка, на который она претендует, в данном случае не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку такое основание не предусмотрено законом (п. 4 ст. 28 ЗК РФ). Более того, физическое лицо не может обладать информацией о наличии свободных земельных участков, подлежащих предоставлению для индивидуального жилищного строительства. Возложение обязанности самостоятельного поиска свободных земельных участков на гражданина необоснованно.
Предоставление чертежа земельного участка, предусмотренного п.п. 2.1, 2.2 вышеуказанного Порядка, необходимо в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок. Иное противоречит действующему земельному законодательству и ущемляет права льготных категорий граждан на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 года № 490, установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для индивидуального жилищного строительства - 800 кв.м., в бывших сельских населенных пунктах: Анастасьино, Гвоздово, Миловидово, Дистанция, Волчейка - 1500 кв.м., минимальные – 400 кв.м.
В связи с этим, исходя из предмета иска, учитывая порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, суд считает необходимым обязать Департамент предоставить истице в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске площадью, не менее установленной нормы предоставления, с проведением за счет истицы работ по формированию данного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить ЛЗВ в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления, в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу, с проведением за счет ЛЗВ работ по формированию данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий судья Л.Ю.Мацкив