Дело № 2-3816/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
Председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю.
при секретаре Барашковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского района города Смоленска в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
По уточненным требованиям Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в суд с заявлением в защиту прав свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, оспаривая бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по обеспечению соответствия состояния участка дороги через реку Днепр по ул. ... г. Смоленска, установленным действующим законодательством правилам и стандартам. В обоснование требования указывается на отсутствие дорожной разметки и отсутствие ограждений на мосту, покрытие проезжей части имеет отдельные выбоины, просадки, размеры которых превышают предельно допустимые по условиям безопасности дорожного движения. Вследствие отмеченных недостатков, участок дороги является непригодным для использования, опасным для следования транспортных средств, сложившаяся ситуация негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует совершению дорожно-транспортных происшествий. Просит обязать администрацию г. Смоленска принять исчерпывающие меры по обеспечению надлежащего соответствия моста и путепровода по ул. ... г. Смоленска, а именно: восстановить технические паспорта на мост и путепровод; произвести ремонт и покраску ограждения на мостовых сооружениях, оборудовать ограждения в местах, где оно отсутствует, в т.ч. первичное ограждение для пешеходов, а также оборудовать световозвращающие элементы; произвести ремонт железобетонных стоек и балок ограждений; сделать ограждение на подходах с обеих сторон к мостовым сооружениям; на переходных местах и в узлах сопряженного мостового сооружения установить ограждения одного типа конструкций; произвести ремонт междурельсового пространства и вдоль рельс.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Богачева О.А. поддержала доводы, изложенные в уточненном заявлении, просила его удовлетворить.
Администрация г. Смоленска в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В предыдущем судебном разбирательстве представители администрации г. Смоленск требования не признали. Не соглашаясь с объемом работ, указывали, что Администрацией г. Смоленска предпринимаются меры к их устранению, предоставив акты о выполненных работах свидетельствующие, по их мнению, об устранении большинства указанных в заявлении недостатков. Технический паспорт на мост утерян. Часть работ по восстановлению ограждений технических паспортов запланирована на 2011 год. Ограждения кольцевых элементов отсутствовали в период ввода моста в эксплуатацию в связи с чем необходимо будет заказывать проект, что с учетом финансирования в текущем году не представляется возможным.
Представитель ОГИБДД УВД по г.Смоленску Воробьев С.В. требования поддержал.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 2, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с послед. изм. и доп.) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 07.05.2009 г.) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения.
Согласно п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменение в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с послед.изм. и доп.) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 5 ч. 1 ст. 41 Устава г. Смоленска от 28 октября 2005г. к компетенции Администрации города Смоленска относятся, в частности, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах города Смоленска.
На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993г. № 1090 (в ред. от 27.01.2009 г.) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993г. №221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как усматривается в материалах дела, заявитель на основании установленных в акте от 04.09.2009 года обследования условий дорожного движения на автомобильной дороге (улице) города Смоленска, которым было установлено, что участок дороги - мост № 1 через реку Днепр и путепровод на ул. ... г. Смоленска не соответствует требованиям Государственного стандарта, отсутствуют световозвращающие элементы (п.4.5 ГОСТ Р50597-93), имеются просадки, выбоины на проезжей части, загрязнение покрытия песком (п.3.1.1, п. 3.1.5 ГОСТ Р 50597-93), опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог города, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, не оборудованы ограждениями (п.4.4.1 ГОСТ Р 50597-93), ограждения окрашены не в соответствии с ГОСТ 13508, имеют дефекты и повреждения; отсутствует дорожная разметка горизонтальная и световозвращающие элементы, обратился в суд с указанными требованиями, отмечая, что вследствие установленных недостатков, участок дороги является непригодным для использования по назначению и опасным для следования транспортных средств.
В ходе рассмотрения настоящего заявления муниципальным образованием, по сути, признавшем отмеченные прокурором недостатки были представлены акты выполненных работ подрядной организаций МАУ «Дормостстрой» ремонта асфальтового покрытия за апрель и за сентябрь 2010 года, ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия за февраль, за март, за май и за октябрь 2009 года, в связи с чем с целью определения о состоянии моста и путепровода через р. Днепр по ул. ... представителем ОГИБДД УВД по г. Смоленску и прокурора был осуществлен осмотр указанных участков дороги.
Актом от 30.09.2010 года выявлены следующие недостатки: просадки, выбоины междурельсового пространства, отклонение верха трамвайных путей более 20 см, отсутствие кольцевых элементов в ограждении барьерного типа, отсутствие светоотражающих элементов, отсутствие перильного ограждения для пешеходов со стороны проезжей части, что в целом свидетельствует о том, что исчерпывающих мер по проведению ремонта моста и путепровода администрацией г. Смоленска принято не было.
Администрацией г. Смоленска в рамках распределения обязанностей по доказыванию, установленных ст. 249 ГПК РФ, не представлено достоверных, убедительных и неоспоримых доказательств, опровергающих установленные выше обстоятельства дела, тогда как обязанность по доказыванию законности оспариваемого прокурором Ленинского района г. Смоленска бездействия лежит на ней.
Ссылки администрации г. Смоленска на отсутствие в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования работ по восстановительному ремонту моста и путепровода по ул. Дзержинского г. Смоленска, а также на восстановление технической документации в связи с ее утратой, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку само по себе наличие данных обстоятельств не освобождает администрацию г. Смоленска от исполнения возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по организации ремонта дорог улиц на территории города Смоленска, содержанию в надлежащем состоянии и эксплуатации переданных в собственность данного муниципального образования дорог и путепроводов.
При таком положении и принимая во внимание положения ст. 206 ГПК РФ, суд находит заявление прокурора Ленинского района г. Смоленска, предъявленное в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению, с возложением на Администрацию г. Смоленска обязанности по принятию предусмотренных действующим законодательством исчерпывающих мер по обустройству и ремонту участка моста и путепровода по ул. ... г. Смоленска и обеспечению соответствия состояния данного участка дороги после ремонта требованиям установленным действующим законодательством.
В целях обеспечения тождественности показателей при проведении в дальнейшем технического учета сооружений дорожно-мостового хозяйства Приказом от 11 апреля 1975 г. N 156 утверждены форма технического паспорта на сооружения дорожного хозяйства, а также форма технического паспорта на мост, путепровод содержащими сведения о количественных и качественных характеристиках объектов с определением их износа.
Поскольку Администрацией города Смоленска доказательств наличия технических паспортов на мост и путепровод по ул. ... г. Смоленска не предоставлено, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Смоленска восстановить указанную документацию.
При этом вышеуказанные действия необходимо осуществить исходя из значительного объема работ в срок до 01.01.2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ленинского района г. Смоленска об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска принять исчерпывающие меры, предусмотренные действующим законодательством по ремонту и обустройству моста и путепровода по улице ... г. Смоленска: восстановить дорожную разметку, произвести ремонт и покраску ограждения на мостовых сооружениях; оборудовать дорожное ограждение и ограждение для пешеходов; оборудовать световозвращающиеся элементы; произвести ремонт железобетонных стоек и балок ограждений; установить ограждение на подходах с обеих сторон к мостовым сооружениям; на пешеходных местах и в узлах сопряжения мостового сооружения установить ограждение одного типа конструкций; произвести ремонт междурельсового пространства и вдоль рельс; восстановить технические паспорта на мост и путепровод по ул. ... г. Смоленска - в срок до 01.01.2011 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий Л.Ю.Мацкив