Дело № 2-4103/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего судьи Мацкив Л.Ю.
при секретаре Барашковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Руднянского района города Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Гамма, ООО «Альфа», ООО «Дельта» о признании деятельности ООО «Гамма» незаконной, прекращении деятельности ООО «Гамма» по организации и проведению азартных игр,
установил:
Прокурор Руднянского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконной деятельности ООО «Гамма», осуществляемой по адресу: ..., по организации и проведению азартных игр и ее прекращении. В обоснование требований указал, что проверкой установлено, что ООО «Гамма» по указанному адресу под видом лотерейного клуба, осуществляющего стимулирующую лотерею, фактически проводится деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, деятельность которых на территории Смоленской области запрещена. По указанному адресу функционирует зал с игровым оборудованием, не оснащенным купюроприемником, в котором ответчик проводит бестиражную стимулирующую лотерею «Календарь удачи». Согласно условиям проведения, данная лотерея проводится с целью стимулирования продаж полиграфической продукции - карманных календарей. Документов, разрешающих ООО «Гамма» проведение азартных игр, не имеется. Проводимая лотерея не является стимулирующей, поскольку оборудование для проведения лотереи является игровыми аппаратами.
В судебном заседании представитель истца по доверенности - помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Оленева Е.Е. требования поддержала в полном объеме по основаниям, приведенным выше, просила прекратить деятельность ООО «Гамма» по организации и проведению азартных игр.
Ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, причин неявки, возражений на иск не представили.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 244-ФЗ от 29.12.2006 г. деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона № 244-ФЗ, имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) (ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 г.).
Статья 4 вышеуказанного Федерального закона определяет следующие понятия: азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; и игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункты 1, 18).
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19 игровой автомат без устройства для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Как следует из материалов дела, ООО «Гамма» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 27.02.2009 г. по адресу: г. Смоленск, ..., и его основным видом экономической деятельности является деятельность в области документальной электросвязи. Ответчики ООО «Альфа», ООО «Дельта» зарегистрированы по тому же адресу. Уставом ООО «Гамма» целями и видами деятельности указана деятельность, в том числе - по организации и проведении азартных игр л.д. 12-24, 50-65, 87-93).
В соответствии с договором агентирования от 20.04.2010г. ООО «Дельта» поручает, а ООО «Гамма» принимает на себя обязательства осуществлять реализацию полиграфической продукции, принадлежащей ООО «Дельта» (карманные календари) и за счет последнего проводить стимулирующую лотерею «Календарь удачи» за обусловленное вознаграждение л.д. 25-28).
Из представленных суду письменных доказательств усматривается, что ООО «Гамма», являясь оператором проведения стимулирующей лотереи, организатором которой выступает ООО «Дельта», в помещении последнего под наименованием «Интернет-кафе» по адресу: Смоленская область, ... осуществлял деятельность по проведению игр на игровых автоматах без купюроприемников с использованием оборудования «Золотого азарта», производителем которого является ООО «Альфа» л.д. 33-45).
Установленные обстоятельства в отсутствие возражений ответчиками не оспаривается и согласуются с понятием как такового игрового автомата, приведенного в Федеральном законе № 244-ФЗ от 29.12.2006 г., согласно которому не содержится требования о наличии в нем устройств для приема и выдачи денежных знаков, а основной частью игрового автомата является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 г. лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Стимулирующей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ «О лотереях» № 138-ФЗ).
Статьей 9 вышеуказанного Федерального закона № 138-ФЗ установлено, что условия стимулирующей лотереи включают в себя: наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется; указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения; наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации; сроки проведения стимулирующей лотереи; права и обязанности участников стимулирующей лотереи; порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей; порядок и сроки получения выигрышей; порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
Согласно статье 7 данного Федерального Закона право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы: условия стимулирующей лотереи; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом; несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений; наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев. Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).
Согласно п. 14 ст. 2 ФЗ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 г. лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
В соответствии с Условиями проведения стимулирующей лотереи «Календарь удачи» участник лотереи с помощью имеющихся на специальном оборудовании приспособлений участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых очков, которые участник может обменять на денежный эквивалент.
Кроме того, договор между участниками стимулирующей лотереи и организатором не является безвозмездным, поскольку согласно Условиям проведения бестиражной стимулирующей лотереи «Календарь удачи» для того, чтобы стать участником, необходимо приобрести сувенирную полиграфическую продукцию (карманный календарь), который не должен являться выигрышным. Данный календарь без выигрыша обменивается на определенное количество призовых очков. Полученные призовые очки дают участнику лотереи право сыграть на специальном оборудовании в игру, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых очков. Участник лотереи имеет право получить определенный денежный эквивалент после того, как он набрал определенное количество призовых очков.
Из данных условий усматривается, что указанная стимулирующая лотерея фактически имеет признаки организации и проведения азартной игры, поскольку участник лотереи приобретает за плату лотерейный билет, а уплаченная за него цена переносится в качестве начального количества призовых очков на специальное игровое оборудование (не лотерейное). Размер выигрыша участника определяется в процессе игры согласно набранному количеству призовых очков, и выплачивается по устному заявлению в денежном эквиваленте.
Таким образом, участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на специальном оборудовании, так как они в дальнейшем обеспечивают ему получение денежного выигрыша. Соответственно, участник игры заведомо заинтересован в приобретении за денежные средства карманных календарей, не являющихся выигрышными, чтобы в дальнейшем в результате игры увеличить количество призовых очков и получить эквивалентный денежный выигрыш.
Поскольку размер выигрыша по лотерейному билету определяется в процессе игры, призовой фонд лотереи не может быть сформирован до проведения розыгрыша, что противоречит ч. 4 ст. 17 ФЗ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 г.
Карманные календари в нарушение Федерального закона «О лотереях» не содержат обязательные реквизиты: дату и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данная деятельность в помещении под видом «Интернет-кафе», реализующего стимулирующую лотерею, фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов. Документы, разрешающие проведение азартных игр, на территории ..., у ООО «Гамма» отсутствуют.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход Муниципального образования г. Смоленска подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконной деятельность ООО «Гамма», по организации и содержанию игровых автоматов, осуществляемую по адресу: ....
Обязать ООО «Гамма» прекратить деятельность по адресу: ... по организации и содержанию игровых автоматов.
Взыскать с ООО «Гамма» в доход Муниципального образования г. Смоленска госпошлину в сумме ... руб.
На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.
Председательствующий Л.Ю.Мацкив