О возложении обязанности по принятию мер, направленных на организацию ремонта дороги



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2010г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты>, ТСЖ... о возложении обязанности по проведению ремонтных работ дорожного покрытия автодороги и восстановлению бордюрного камня,

у с т а н о в и л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в защиту прав свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, оспаривая бездействие Администрации <данные изъяты>, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог по ул.<адрес> г.Смоленска (возле домов №№<адрес>) установленным требованиям ГОСТ, включая восстановление бордюрного камня.

Приведены ссылки на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия на упомянутых дорогах местного значения (многочисленные просадки и выбоины, значительно превышающие допустимые размеры), а также занижение либо разрушение бордюрного камня, в связи с чем, в иске поставлен вопрос о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по проведению соответствующих ремонтных работ.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ТСЖ... а определением от 13.10.2010г. названные выше требования прокурора, предъявленные в отношении ремонта автодороги напротив дома №<адрес> по ул.<адрес> г.Смоленска, выделены в отдельное производство.

Представитель прокуратуры Юлдашев В.Р. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель Администрации <данные изъяты> Новикова Е.А., не оспаривая наличие отраженных в заявлении прокурора недостатков автомобильных дорог, сослалась на то, что эти дороги представляют собой внутриквартальные проезды, ремонт которых должен производиться управляющими компаниями, с которыми собственниками помещений названных многоквартирных домов заключены соответствующие договоры либо товариществами собственников жилья, если такой способ управления домовладением избран этими собственниками. Кроме того, отметила, что дорога напротив дома №<адрес> по ул.<адрес> г.Смоленска, о проведении ремонта которой просит прокурор, расположена на земельном участке, относящемся к общему имуществу собственников помещений в упомянутом многоквартирном доме, которые, в связи с этим, и должны нести бремя содержания соответствующего участка дороги.

Представитель осуществляющего управление многоквартирными домами №<адрес> и №<адрес> по ул.<адрес> г.Смоленска ТСЖ... Южакова А.Г. иск не признала, указав на отсутствие оснований для возложения обязанности по ремонту соответствующих автодорог на товарищество.

Представитель третьего лица - ОГИБДД <данные изъяты> Воробьев С.В. указал на обоснованность иска, подтвердив неудовлетворительное состояние упомянутых в исковом заявлении автодорог.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. ..» относит к собственности поселения или городского округа автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения (городского округа) за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения и частных автомобильных дорог (ч.ч. 8, 9 ст.5).

В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог - ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация в границах городского округа освещения улиц относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска от 28 октября 2005г., которые также относят решение данных вопросов к компетенции Администрации города Смоленска.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993г. №1090 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.2, 4.4.5 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993г. №221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что автомобильные дороги по ул.<адрес> г.Смоленска напротив домов №№<данные изъяты> названным выше требования и нормам не соответствуют: на данных дорогах дорожное покрытие имеет просадки и выбоины, значительно превышающие предельно допустимые размеры. Кроме того, на упомянутых автомобильных дорогах в нарушение требований п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 имеет место занижение и разрушение бордюрного камня.

Наличие данных недостатков, вследствие которых упомянутые дороги местного значения являются опасными для использования по назначению, подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами и представителем Администрации <данные изъяты> в ходе судебного заседания не оспаривалось (л.д.4, 6, 8).

По смыслу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования.

Поскольку надлежащее состояние автодорог, проходящих возле домов №<данные изъяты> по ул.<адрес> г.Смоленска должным образом не обеспечено, суд находит заявление прокурора <данные изъяты>, предъявленное в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению, с возложением на Администрацию <данные изъяты> обязанности по принятию исчерпывающих мер по проведению ремонтных работ данных автодорог, направленных на обеспечение соответствия состояния их дорожного покрытия требованиями ГОСТ Р 50957-93 «Автомобильные дороги и улицы», а также восстановление (ремонт) бордюрного камня в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ссылки представителя Администрации <данные изъяты> на отсутствие в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования работ по восстановительному ремонту дорог, во внимание судом не принимаются, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения закон не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых для этого финансовых ресурсов, а установленный судом срок устранения Администрацией <данные изъяты> соответствующих недостатков названных автомобильных дорог является разумным и соразмерным допущенному нарушению прав неопределенного круга лиц, восстановление которых связано, в первую очередь, с обеспечением их безопасности, в связи с чем, подобного рода срок не должен значительно отдалять реальную защиту прав указанных лиц.

Нельзя согласиться и с доводами представителя Администрации <данные изъяты> о невозможности возложения на последнюю обязанности по ремонту упомянутых дорог, ввиду того что они представляют собой внутриквартальные проезды, ремонт которых должен производиться управляющими компаниями, с которыми собственниками помещений названных многоквартирных домов заключены соответствующие договоры либо товариществами собственников жилья, если такой способ управления домовладением избран этими собственниками.

В силу положений ст.210 ГК РФ и ст.ст.36, 39 ЖК РФ обязанность по ремонту внутриквартальных проездов (т.е. проездов между домами) возникает у собственников помещений многоквартирного дома либо у управляющей организации, заключившей с названными собственниками соответствующий договор, предусматривающий осуществление подобного рода ремонта, только в том случае, если земельный участок, на котором расположен данный проезд (дорога) относится к общему имуществу указанных собственников.

Вместе с тем, как усматривается из представленных суду паспортов земельных участков, на которых расположены дороги возле домов №<данные изъяты> по ул.<адрес> г.Смоленска, эти участки земли являются участками общего пользования и не относятся к землеотводам соответствующих домовладений (л.д.9-12, 17-20, 31-33, 38-41, 57-62).

По этой причине, поскольку названные проезды в границах городского округа относятся к собственности г.Смоленска, являясь по определению Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ст.ст.2, 5-6) автомобильными дорогами общего пользования местного значения, вне зависимости от того, предназначены ли эти дороги для проезда между домами либо являются частью улицы муниципального образования, обязанность по их ремонту и содержанию возложена законом на орган местного самоуправления.

При таком положении суд отказывает в удовлетворении исковых требований, заявленных к <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Администрацию <данные изъяты> обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры по проведению ремонтных работ автодорог, проходящих возле домов №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.Смоленска, направленные на обеспечение соответствия состояния дорожного покрытия данных дорог требованиями ГОСТ Р 50957-93 «Автомобильные дороги и улицы», а также восстановление (ремонт) бордюрного камня.

В удовлетворении исковых требований к ТСЖ... отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <данные изъяты> в течение 10 дней.

Председательствующий А.В.Кудряшов

Мотивированное решение суда изготовлено 15 октября 2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200