Дело № 2-4233/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2010 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Малиновской И.Э.
при секретаре Малышеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федь А.И. к Департаменту о перерасчете сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности по компенсации за вред здоровью с последующей индексацией,
у с т а н о в и л :
Федь А.И. ( с учетом уточненных требований) обратился в суд с иском к Департаменту о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из суммы полученного им заработка за время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 20.10. по 31.10.1986 г. по, поскольку ответчиком первоначально избран неблагоприятный способ расчета возмещения вреда, необоснованно не был учтен его условный месячный заработок (за один неполный месяц), увеличенный на соответствующие коэффициенты и индексы.
Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с 01.10.2010 года к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере 22 124 руб. 10 коп. с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с 20.05.1998 года по 30.09.2010 г. в размере 627 532 руб. 17 коп.
Федь А.И., извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, его представитель Н. в судебное заседание поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить приведя в обоснование доводы изложенные в исковом заявлении, так же уточнив заявленные требования, просит взыскать с ответчика расходы понесенные истцом на оплату услуг представителя - 3 000 руб. 00 коп и по отправке почтовой корреспонденции в суд 36 руб.30 коп.
Представитель Департаменту исковые требования не признал в обоснование, указав, что Департаментом Смоленской области по социальному развитию выплата компенсации в возмещение вреда здоровью истцу производится в установленном законом порядке, с учетом ранее установленных и проиндексированных в соответствие с действующим законодательством установленных сумм в возмещение вреда здоровью, в том числе и на основании вступивших в законную силу судебных решений, и выбранного на основании заявления истца размера в возмещение вреда здоровья установленного с последующей их индексацией, в остальном поддержав доводы приведенные в письменных возражениях представленных в суд.
Заслушав объяснения лиц явившихся в судебное заседание, их представителей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Статьей 29 названного закона в первоначальной редакции гарантировалось гражданам, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии).
Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
В последующем в законодательство были внесены изменения и пунктом 25 части первой, частью второй статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 года было установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.
Судом установлено, что Федь А.И. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 20.10.по 31.10.1986 г., где получил дозу облучения, вследствие чего с 20.05.1998 г. признан инвалидом 3 группы с 40% утраты трудоспособности, в дальнейшем с 24.04.2008 г. инвалидом 2 группы с 80% утраты трудоспособности бессрочно, которому была назначена и выплачивалась сумма в возмещение вреда здоровью в порядке ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1.
Расчет суммы возмещения вреда здоровью истцу был произведен органами социальной защиты населения исходя из размера среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших прекращению работы, с 01.02.1997 г. по 31.01.1998 г. К выплате истцу с 20.05.1998 г. была назначена сумма в возмещение вреда здоровью в размере 273 руб. 75 коп.
Произведенный органами социальной защиты населения подсчет суммы в возмещение вреда здоровью является правильным.
С 01.01.2001 г. сумма в возмещение вреда здоровью истцу в связи с увеличением МРОТ увеличена в 1,19 раза и составила 327 руб. 95 коп.
Каких-либо сведений о том, что органами социальной защиты населения средний месячный заработок был исчислен за двенадцать месяцев предшествующих прекращению работы вопреки воле Федь А.И. истцом не представлено, а судом не установлено, расчет же органами социальной защиты населения был составлен на основании представленной истцом справки о доходах за 1997-1998 г.г..
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в пункт 25 части 1 и часть 2 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 были внесены изменения, согласно которым возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, должно производиться в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 1-ой группы -5 000 рублей, инвалидом 2-ой группы -2 500 рублей, инвалидам 3-й группы - 1000 рублей, а не как прежде исходя из заработка.
При этом статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было предусмотрено, что в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме.
Истцу было предоставлено право на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, определенной в порядке, предусмотренном законодательством.
На основании заявления Федь А.И. от 28.02.2001 г. истцу назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере 1 000 руб. 00 коп. как инвалиду 3-ой группы на основании поданного им заявления с 15.02.2001 г.
При этом судом обращается внимание на то обстоятельство, что представленная истцом справка, подтверждающая нахождение и участие истца на работах на Чернобыльской АЭС в период с 20.10.по 31.10.1986 г., дата выдачи которой -04.09.2001 г., истцом представлена в орган социальной защиты после 15.02.2001 г., того как на основании поданного и выбранного истцом размера в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме, как инвалиду 3 группы.
Кроме того, требования Федь А.И. об увеличении назначенных сумм в возмещение вреда здоровью неоднократно были предметом судебных разбирательств.
Сумма компенсации индексировалась на основании судебных решений, вступивших в законную силу : Ярцевского городского суда Смоленской области от 04.03.2003 г. исходя из роста прожиточного минимума ; решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 19.01.2003 г. и решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 31.07.2009 г. сумма в возмещение вреда здоровью проиндексирована с учетом роста минимального размера оплаты труда, роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Смоленской области и индексов инфляции.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из справки Департаменту с 01.01.2010 г. размер получаемой истцом ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда составляет 10 878 руб. 81 коп., который органом социального обеспечения размер компенсации был рассчитан на основании представленных истцом документов, а также вынесенных по обращению Федь А.И., вступивших в законную силу судебных решений которые лицами принимавшими в них участие не оспаривались.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 19 июня 2002г. №11-Потказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка (ч.1 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года).
Истец добровольно избрал такой способ возмещения вреда, как получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме; до настоящего времени действия Департаменту по исчислению в 1998 г. сумм в возмещение вреда здоровью Федь А.И. не оспаривал.
Исходя из требований ч.2 ст.13 ГПК РФ правовая позиция, содержащаяся во вступивших в законную силу решениях суда, не может быть преодолена принятием другого решения суда, с изложением в нем противоположной правовой позиции (в данном случае по вопросу определения исходной величины (условный заработок, либо твердая денежная сумма) при определении соответствующих сумм в возмещение вреда здоровью.
При таких установленных судом обстоятельствах оснований для изначального определения истцу суммы в возмещение вреда здоровью исходя из условного заработка не имеется, а учитывая, что в заявленных требованиях истцу судом отказано, то требования о возмещении истцу понесенных расходов по оплате услуг представителя и по оплате почтовых расходы удовлетворению так же не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В иске Федь А.И. к Департаменту о перерасчете сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности по компенсации за вред здоровью с последующей индексацией - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленской областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий И.Э.Малиновская