о взыскании задолженноти по компенсации за вред здоровью



Дело № 2-3763/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2010 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Малиновской И.Э.

при секретаре : Малышеве А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусарова П.М. к Департамент, Комиссариат о взыскании задолженности по компенсации за вред здоровью, с последующей индексацией,

у с т а н о в и л :

Гусаров П.М. (с учетом неоднократной уточненных требований (л.д. 32, 51-52, 81) обратился в суд с иском к ответчикам о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, указав, что является инвалидом вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, получателем денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, размер которой был неверно первоначально исчислен ответчиком - Департамент, что повлекло впоследствии неверное исчисление и выплаты сумм в возмещение вреда здоровью и Комиссариат, без учета полученного им заработка в период нахождения и выполнения работ по ликвидации на ЧАЭС, необоснованно не был учтен его условный месячный заработок, увеличенный на соответствующие коэффициенты и индексы, в связи с чем просит обязать Департамент произвести выплату задолженности по недополученным суммам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.05.1998 г. по 31.01.2003 г. в размере 522 549 руб. 30 коп., с учетом ранее выплаченных сумм и индексации; обязать Комиссариат произвести выплату задолженности по недополученным суммам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.02.2003 г. по 31.03.2010 г. в размере 3 048 555 руб. 43 коп., а также взыскать расходы, понесенные истцом по оплате услуг представителя в сумме 5 000 руб., установив на 01.04.2010 г. к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере 55 080 руб. 87 коп. (л.д. 98 )

Гусаров П.М. и его представитель С. - в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме настаивают на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, приведя в обоснование доводы приведенные ранее в судебных заседания и изложенные в исковых заявлениях.

Представитель Департамент К. в судебном заседании исковые требования не признал по тем основаниям, что выплата компенсации в возмещение вреда здоровью истцу производится в установленном законом порядке, просит применить последствия пропуска трехгодичного срока исковой давности. При этом пояснил, что в период с 01.07.1996 года по 01.05.1998 года истцу правильно рассчитана сумма в возмещение вреда здоровью исходя из заработка за 12 месяцев, предшествующих установлению инвалидности с учетом 50% утраты профессиональной трудоспособности. С 01.05.1998 года Гусарову П.М. ошибочно перерассчитана выплачиваемая сумма исходя из заработка на ЧАЭС, так как на тот момент действовали разъяснения Минтруда РФ, в соответствии с которыми лицам, выполнявшим работы в третьей зоне опасности в 1986 году заработок для исчисления сумм в возмещение вреда исчислялся за период работы в новых условиях. Факт выполнения истцом работы в третьей зоне опасности в 1986 году не оспаривается.

Представитель Комиссариат - А.., возражают против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в ранее представленных письменных возражениях (л.д. 13-15, 62-64), так же поддержав письменные возражения представленные в данном судебном заседании в письменном виде, приобщенные к материалам дела, так же считает, что при переходе истца на получение ВВЗ в военкомате, последним все причитающие истцу выплаты производятся с учетом требований Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года в твердых суммах исходя из группы инвалидности, положения закона признаны конституционными, оснований для изменения размера назначенной выплаты по возмещению вреда здоровью в соответствии с законодательством, действовавшим до внесения указанным законом изменений в базовый закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не имеется. Представленная же истцом справка о размере заработной платы полученной последним в период проведения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС не может быть принята во внимание, поскольку вызывает сомнения ( выданная начальником штаба в/ч 37528, сумма заработка указанная в ней явно завышена).

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Статьей 29 названного закона в первоначальной редакции гарантировалось гражданам, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии).

Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Среднемесячный заработок для определения сумм в возмещения вреда здоровью определялся по правилам п.14 и п.15 постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

После 6 января 2000 г. до 15 февраля 2001 г. среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях независимо от продолжительности общего трудового стажа до несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, если доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

Судом установлено, что Гусаров П.М., проходя службу в должности командира танкового взвода в звании старшего лейтенанта, в период с 27 июня по 01 августа 1986 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего был причинен вред его здоровью.

19.06.1996 г. Гусаров П.М. был признан инвалидом третьей группы с 50 % утраты профессиональной трудоспособности, с 22.05.2001 г. признан инвалидом второй группы с 70% утраты профессиональной трудоспособности, с 21.05.2006 г. - инвалид третьей группы со степенью утраты трудоспособности 50 % (л.д. 4 оборот, 6).

Из материалов пенсионного дела следует, и сторонами не оспаривается, что Гусарову П.М. органами социальной защиты населения с 19.06.1996 г. назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда как участнику - инвалиду 3-й группы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с учетом 50% утраты профессиональной трудоспособности исходя из среднемесячного заработка за двенадцать месяцев работы, предшествующих установлению инвалидности в размере 381 руб. 07 коп..

С 01.01.1997 г. сумма в возмещение вреда здоровью проиндексирована на индекс повышения МРОТ 1,1 и к выплате установлено 419 руб. 18 коп.

С 01.05.1998 г. сумма возмещения вреда истцу пересчитана исходя из заработка за работу по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, как из условного месяца с применением пенсионных коэффициентов и составила 1 139 руб. 63 коп., которая с 01.01.2001 г. проиндексирована на коэффициент 1,2 и составила 1 365 руб. 05 коп.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в пункт 25 части 1 и часть 2 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 были внесены изменения, согласно которым возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, должно производиться в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 1-ой группы -5 000 рублей, инвалидом 2-ой группы -2 500 рублей, инвалидам 3-й группы - 1000 рублей, а не как прежде исходя из заработка.

При этом статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было предусмотрено, что в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме.

Учитывая, что на момент внесения изменений в законодательство установленная истцу сумма в возмещение вреда здоровью - 1 365 руб. 05 коп., превышала установленный размер возмещения вреда здоровью в твердой сумме для инвалидов 3 группы -1 000 руб. 00 коп., истцу производился расчет и выплачивалось ежемесячная сумма в размере - 1 365 руб. 05 коп. до изменения у истца группы инвалидности.

22.05.2001 г. в связи с установлением истцу второй группы инвалидности с 70 % утраты профессиональной трудоспособности, а так же поданного истцом заявления от 30.07.2001 г. с указанного времени истцу назначена и выплачивалась Департамент сумма в возмещение вреда здоровью в твердой сумме для инвалидов 2 группы в размере 2 500 руб. 00 коп. до 31.01.2003 г. (до снятия с учета в органах социальной защиты)(л.д.25),которая дальнейшем с 01.02.2003 г. индексироваласьв соответствии с Постановлениями Правительства РФ и выплачивалась Комиссариат (л.д. 16-18).

Статья 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24 ноября 1995 года №180-ФЗ предусматривала, что ранее назначенные суммы возмещения вреда подлежат перерасчету в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми настоящим Федеральным законом, если перерасчет улучшает материальное положение потерпевшего.

Истцу было предоставлено право на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, определенной в порядке, предусмотренном законодательством, которое истец добровольно реализовал, в связи с чем.

Переход Гусарова М.П. на выплату ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в связи с изменением у последнего группы инвалидности улучшил материальное положение последнего.

Исходя из обстоятельств приведенных выше, принимая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что требования истца о перерасчете суммы возмещения вреда начиная с 01.05.1998 г. исходя из заработка истца полученного за работу по ликвидации последствий аварии па Чернобыльской АЭС в период с 27.06. по 01.08.1986 г., составившей, согласно представленной справке 2857 руб. 87 коп., судом не может быть принята ко вниманию и являться основанием для произведения перерасчета истцу суммы в возмещение вреда здоровью, поскольку как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения, если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, истец же на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС находился более одного месяца (с 27.06.1986 по 01.08.1986г.), в связи, с чем представленный истцом расчетсумм возмещения вреда здоровью, исходя из условного месячного заработка не основан на правильном применении норм материального права.

Сам же по себе период работы истца в указанный период по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при отсутствии доказательств (истцом не представлено, а судом таких обстоятельств не установлено) произошло устойчивое изменение либо возможность изменения специальности, квалификации или должности истца (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 05.04.05), не может быть отнесен к работе в новых условиях.

С 21.05.2006 г. у истца изменилась группа инвалидности с второй на третью группу, степень утраты трудоспособности с 70 % на 50 %, при этом представителем Комиссариат в данном судебном заседании не оспаривается, что с указанного времени, в связи с изменением группы инвалидности истцу сумма возмещения вреда здоровою начислялась и выплачивалась исходя из твердой денежной суммы установленной для инвалидов третьей группы инвалидности, которая индексировалась в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

В связи с уменьшением у истца группы инвалидности и утраты профессиональной трудоспособности с 21.05.2006 г. сумма в возмещение вреда здоровью, подлежащая выплате истцу, подлежала перерасчету, что фактически и было сделано Комиссариат, однако поскольку указанный перерасчет привел к уменьшению размера причитающихся выплат в счет возмещения здоровью по сравнению с ранее назначенной и получаемой суммой, подлежащая к выплате сумма подлежит выплате истцу в ранее назначенном размере в виду недопустимости уменьшения ранее назначенного объема возмещения вреда.

Из расчетов о начисленных и выплачиваемых истцу сумм в возмещение вреда здоровью представленных Департамент (л.д.29) и Комиссариат усматривается, что, начиная с 01.01.2002 г. истцу суммы в возмещение вреда здоровью выплачивались не в полном объеме (л.д. 201-203).

Так, Федеральным Законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившим в силу 15.02.2001 года, была установлена ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту прожиточного минимума по Российской Федерации ( ч.3 ст.2).

В постановлении Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002 года в связи с признанием не соответствующей Конституции РФ ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ч.3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным судом РФ было указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П).

Исходя из принципа полного возмещения вреда истцу следует произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью из величин прожиточного минимума для пенсионеров в Смоленской области с 01 января 2002 года.

Исчисление изменения величины прожиточного минимума за год производится путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году. Рост прожиточного минимума для пенсионеров Смоленской области с 01 января 2002 года составил величину - 1, 644, с 1.01.2003 года- 1, 229, с 1.01.2004 года- 1, 2.

Статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 26.04.2004 года № 31-ФЗ предусмотрена индексация соответствующих выплат с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171, от 21.12.2007 г. № 914, от 16.12.2009 г. № 1024 утверждены Правила индексации в 2004 - 2010, годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В связи с чем, с учетом приведенных Правил, утвержденных Правительством РФ сумма в возмещение вреда здоровью подлежала индексации с учетом индексов инфляции с 01 января 2005 года - 1.11, с 01.01.2006 года - 1,09, с 01.01.2007 года - 1,08, с 01.01.2008 года - 1,105, с 01.01.2009 - 1,13, с 01.01.2010 года - 1,1, что.

Принимая во внимание справку (л.д.29) и расчет (201-203), представленные ответчиками (арифметическая правильность которых стороной истца не оспаривается) о начисленных и выплачиваемых истцу размерах выплат сумм в возмещение вреда здоровью следует, что сумма задолженности за время нахождения истца на учете в органе социальной защиты за период с 01.01.2002 г. по 31.01.2003 г. перед истцом по выплате суммы в возмещение вреда здоровью составит: 21 871 руб. 19 коп., которая подлежит взысканию с Департамент как органа, которым неверно исчислялась ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью за время нахождения истца на учете в органе социальной защиты, на который в оспариваемый период была возложена обязанность по осуществлению социального обеспечения истца являющегося участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

За период с 01.02.2003 г. по состоянию на 31.10.2010 г. задолженность перед истцом Комиссариат составит 472 835 руб. 19 коп., которая подлежит взысканию с Комиссариат, осуществляющего социальное обеспечение истца являющегося участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в указанный период.

Так же подлежат удовлетворению требования истца о возложении на Комиссариат обязанности по производству перерасчета и установлении истцу к выплате суммы в возмещение вреда здоровью, однако принимая во внимание обстоятельства приведенные выше, назначение указанных выплат, период времени нахождения дела в производстве суда, расчет представленный суду, принимая во внимание положения ст. 196 ГПК РФ суд считает возможным выйти за пределы заявленных в этой части истцом требований и обязать Комиссариат произвести Гусарову П.М. перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с 01 ноября 2010 года (а не как заявлено истцом с 01.04.2010 г. ) к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере 10 878 руб. 84 коп.

В соответствии с абзацем четвертым ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина; однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Основания для применения последствий пропуска срока исковой давности не усматриваются с учетом характера спорных правоотношений о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (данная правовая позиция подтверждена Определением

Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-О).

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, с учетом требований разумности и справедливости, категории сложности дела и объема работ, проведенных представителем истца, удовлетворение исковых требований частично, суд считает необходимым взыскать в пользу истца с Комиссариат расходы по оплате услуг представителя 3500 руб. 00 коп., с Департамент 1 500 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать Комиссариат произвести Гусарову П.М. перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с 01 ноября 2010 года к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере 10 878 руб. 84 коп. с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Комиссариат в пользу Гусарова П.М. недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с 01.02.2003 г. по 31.10.2010 г. размере 472 835 руб. 19 коп. за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Взыскать с Комиссариат в пользу Гусарова П.М. расходы по оплате услуг представителя 3500 руб.00 коп.

Взыскать с Департамент в пользу Гусарова П.М. недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002 г. по 31.01.2003 г. размере 21 871 руб. 19 коп. за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Взыскать с Департамент в пользу в пользу Гусарова П.М. расходы по оплате услуг представителя 1500 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Смоленской областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий И.Э.Малиновская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200